Найти тему

Нужен ли нам экспорт? Часть 2.

"Тем паче, что есть еще один фактор, напрямую убивающий наш потенциал", -это моя фраза, из недавнего поста. Помните?

Так что это за фактор? И о каком потенциале речь?

Речь, конечно, о потенциале российской промышленности, об экспортноориентированных предприятиях, но не только о них.

Фото: собственность ООО "РЭМО"
Фото: собственность ООО "РЭМО"

А вот точно это не касается тех, кто в силу тех или иных причин не имеет конкуренции ни внутренней, ни внешней. «Военка», естественные монополии, уникальные производства – это не про них.

А фактор этот – абсолютно неестественный курс национальной валюты к доллару, евро, фунту или юаню, прости Господи.

Я не экономист и тем паче, не финансист, не буду давать свою версию этого курса, но я его считаю неестественным, абстрактным. А версий великое множество. От чисто экономических до совершенно бешено-конспирологических.

Но это факт, мы его (курс) видим уже весьма продолжительное время, что не позволяет трактовать явление, как временную случайность. Нет, конечно.

Но мы говорим о последствиях.

Итак, рассмотрим ситуацию с нескольких сторон.

Резко вырос курс национальной валюты. В учебниках по экономике говорится – плохо для экспортеров, но хорошо для импортеров. Смотрим ситуацию для импорта в Россию. Казалось бы, чудо чудесное, сейчас как повалит импорт, как упадут цены. Но, вспоминаем, в какое необычное время мы живем. По последней доступной статистике импорт в Россию составляет:

США … 5.5%

ЕС ……. 36%

Всего «недружественные» страны …. Чуть меньше 50%.

Неожиданно, но когда мы говорим «у нас сплошной Китай», доля в порте КНР всего 21%. А все страны, которые не вводили рестрикций в адрес России – 45.8%. Непонятно, куда делись еще порядка 5% (наверное, мечутся между умными и красивыми», но это не так уж и важно.

После введения санкций 50% (!) привычного нам импорта просто недоступны! Половина! А значит не нужна валюта на половину всех закупок традиционных. Вот одна из важнейших причин такого «кривого» курса.

И ничего хорошего для предприятий-импортреров это не дает!

Добавьте сюда возникшие сложности по переводу денег за рубеж (нет, не тупик, но сложнее – это факт!). Добавьте проблемы с логистикой, дороговизна фрахта и ограничения морских линий… Вот вам еще барьеры в осуществлении импорта.

Так что такой «удобный» курс мало пользы приносит и импортерам, и потребителям конечным. «Царь ненастоящий!» (с) Курс не отражает реального баланса спроса и предложения. Точнее – баланс этот сильно искажен обстоятельствами.

А теперь давайте посмотрим ситуацию со стороны производителей.

Итак, рассмотрим две категории предприятий.

1. Предприятия, занимающиеся экспортом непосредственно.

Тут все предельно ясно. Издержки (затраты) исчисляются, безусловно, прежде всего, в рублях. И рублевое наполнение, скажем так, неизменно на коротком треке. Скажем, если в состав изделия входят 1 кг пластмассы и стоит эта пластмасса 100 рублей за кг, то на себестоимость одного изделия пойдет 100 рублей. И т.д. Мы видим сколько-нибудь ощутимое удешевление лишь металлов. Есть еще импортные материалы и комплектующие. Вроде бы они должны пропорционально курсу подешеветь. Но не тут-то было. Резко растет логистика, санкционное давление, дефицит. В общем, для простоты, давайте посчитаем, что себестоимость изделия была и есть 1000 рублей. И при курсе 80 рублей за доллар, это изделие обходилось 12,5 долларов, то при курсе 50 оно будет обходиться в 20 долларов! Т.е. себестоимость (и цена) в валюте выросла на те же 60%! Казалось бы – ну, подними цену? Но ведь жесточайшая конкуренция не позволит этого сделать. А поэтому условия для экспортера резко ухудшились.

Надеюсь, это понятно.

2. Предприятие, работающее на внутреннем рынке.

Ну, тут нам плевать на все эти доллары, скажет читатель! И будет неправ. Рассматриваем тот же пример. Пусть себестоимость изделия есть 1000 рублей. И пусть мы продаем его с наценкой 30%, т.е. за 1300. При этом импортеры завозят аналогичное изделие стабильно за 20 долларов.

Итак, при «старом» курсе 80 рублей, продают импорт за 20 х 80 = 1600 рублей. А все такое «импортозамещенное» российское предприятие продавало продукцию за 1300. А значит, отечественный производитель мог «задавить» импортера. Даже если при этом российский аналог чем-то уступал.

Теперь курс стал 50 рублей за доллар. Российское предприятие так и вынуждено продавать свою продукцию за 1300 рублей. А импортер, ввозя товар за 20 долларов, может предложить его уже за 1000 рублей (по себестоимости российского!). Ответьте с одного раза, чей продукт купят?

Конечно, все это очень упрощенно и многие факторы не учтены. Но суть именно такая.

Низкий курс национальной валюты губительны, как для экспортеров, так и для внутреннего производства!

Сразу скажем, что есть исключения. Если речь идет об уникальном экспортере, у которого нет конкурентов. Такой просто повысит цену, компенсировав падение курса. Аналогично и российский производитель, выпускающий что-то уникальное, не имеющее импортного конкурента или речь идет о продукции, в которой импорт ограничен (запрещен). Но все же это не совсем рыночная экономика.

Большинство же российских производителей сейчас под жесточайшим ударом.

Есть ли выходы?

Они есть всегда.

Государство вполне может поднять курс, вернуть его на уровень «до 24 февраля». Причем. Сделать это экономическими методами.

Сейчас многие диванные эксперты взвоют – как же так, импорт подорожает! Но, господа, он и так дорожает! И потом, если скукожатся российские производства, кто будет покупать импортную продукцию? Ведь работники этих самых предприятий и есть покупатели того же импорта.

Можно говорить и о всякого рода субсидированиях. Это требует глубокого погружения, тщательно выверенных шагов, но это лучше. Чем спокойно ждать, когда немногие российские производства «откинут коньки».

Вот такие невеселые размышления…