Найти в Дзене
1А Первомайская

Человеческий масштаб: смогут ли люди отбить города у машин

Оглавление

Что такое город? Лабиринт уютных тенистых улиц, неспешный разговор седых мужчин за столиком кофейни, встреча старых друзей на маленькой площади у газетного киоска… или чадящая пробка, незнакомые соседи, отчуждение и одиночество? До начала XX века жизнь всегда била ключом на площадях, но технический прогресс и архитектурный модернизм загнали людей в бетонные коробки, отдав пространство машинам. Сможем ли мы отбить свои города и зачем вообще это может быть нужно? Изучением этой проблемы долгие годы занимался датский архитектор Ян Гейл, консультант по градостроительству, автор книг «Жизнь среди зданий» и «Города для людей». Одна из проблем, которые он исследовал — человеческий масштаб, то есть, соответствие мегаполисов людским потребностям.

Как рождался мегаполис

Люди всегда жили группами: племенами, общинами, деревнями и крупными поселениями. Компаниями по 20—30 особей совершали свои первые робкие шаги по африканской саванне наши мохнатые предки миллионы лет назад. История древнейших городов насчитывает тысячелетия. Так что существование в больших группах норма для нас, а изгнание из общества всегда было одним из самых страшных наказаний. Сегодняшние маленькие семьи — примета исключительно новейшего времени.

Что же стало причиной резкого слома образа жизни? Технический прогресс. Несколько волн индустриальной революции вызвали к середине XX века экономический бум на Западе и массовую урбанизацию сначала в технологически развитых странах, а с приходом глобализма и по всей земле.

Люди начали массово перебираться из деревень. Жилья не хватало. Эту проблему нужно было как-то решать. Отец модернизма, французский архитектор Ле Корбюзье, предложил концепцию разделенного города. Жителям постсоветских пространств не нужно объяснять, что это такое: промзоны, жилые кварталы, офисный центр и шоссе, соединяющие эти островки. В начале XX века это казалось прогрессивным и прорывным решением.

Ле Корбюзье и другие архитекторы говорили: «Не стройте улицы, не стройте площади». Они призывали забыть образ города, сформированный веками, ведь наступило новое время, а с ним пришел и новый человек. Он работает с машинами и сам становится одной из них: выходит из дома, на автомобиле едет на работу, потом возвращается, и так каждый день.

В чем ошиблись модернисты

Молодой Ян Гейл, по его словам, был всецело охвачен идеями модернизма и мечтал строить город-машину. Но потом он женился на психологе.

«Жена и ее друзья часто спрашивали нас, архитекторов: «Почему вам не интересны люди? Вы что, не понимаете, что ваши проекты оказывают мощнейший эффект на качество их жизни?» — вспоминал архитектор. Гейл решил разработать альтернативный модернистскому набор критериев успешной жизни и начал с наблюдений за итальянскими городами, которые славились своей привлекательностью.

Ян Гейл выяснил, что общение для нас важнее скорости
Ян Гейл выяснил, что общение для нас важнее скорости

Вскоре выяснилось, что главная ценность для человека — не скорость перемещения, а люди. Встречи, общение, наблюдение за другими так же необходимы и естественны для нас, как совместная охота для львов. Ощущение комфорта в городе тесно связано с нашей эволюцией. Так уж вышло, что человеку проще смотреть не вверх, а вперед, двигаться не назад или в сторону, а прямо и не сломя голову, а со скоростью около 5 км/ч. Тогда мы можем рассмотреть лица, различить мелкие детали, ощутить запахи, осознать цвета. Покорив природу и научившись строить ракеты, мы все равно остались невысокими прямоходящими приматами, которым доставляет удовольствие общаться друг с другом среди малоэтажных домов на площадях в окружении других представителей собственного вида.

Чем больше в городе места для людей, тем живее он выглядит
Чем больше в городе места для людей, тем живее он выглядит

Модернистские города строились без учета или с явным презрением ко всем этим «скучным» фактам. Главное, чтобы было удобно ездить на машинах со скоростью 60 км/ч. Для этого нужны широкие дороги, развороты, развязки — масштаб, который пешеход воспринять не может.

Такой «прогрессистский» подход привел к вымиранию общественной жизни, безлюдным улицам (и как следствие — росту преступности), ухудшению экологии и повышению нервозности. «Если бы архитекторам и планировщикам заплатили за создание идеи, наиболее эффективно уничтожающей городскую жизнь, они не справились бы лучше модернистов», — считает Ян Гейл.

Возвращение к истокам

Обобщив полученные данные, Гейл создал новую концепцию городского развития, которая впервые была на практике применена в Копенгагене. Начиная с 60-х годов власти постепенно начали ограничивать здесь движение автотранспорта. Сначала пешеходной стала центральная улица, потом и другие. Ян Гейл продолжал изучать влияние этих перемен на человеческое поведение.

«Подтвердились наши предположения: чем больше строишь дорог, тем интенсивнее движение, — рассказывает архитектор. — Чем больше пространств для людей, тем ярче общественная жизнь, шире возможности для встреч разных групп, столкновений отличающихся образов жизни».

Сегодня пример Копенгагена, последовавшего за ним Мельбурна, а затем и Парижа, и других городов, которые смогли вернуть жизнь в общественные пространства, рассматривается как наглядное доказательство правоты сторонников человеческого масштаба. Все хотят вытащить на улицу людей, которые не высовывают носа из своих квартир. На рендерах новых проектов почти всегда есть огромное количество счастливых горожан. Если вокруг нового здания никого нет — это неудача. Исследования и опросы общественного мнения неоднократно показывали, что жители городов ценят малоэтажные дома, узнаваемые пространства, буйство зелени, велодорожки и небольшие торговые зоны. Их предпочтения созвучны тому, что пытается делать Ян Гейл по всему миру.

Флоренция — пример города в человеческом масштабе
Флоренция — пример города в человеческом масштабе

По этому пути стараются идти и некоторые российские города, расширяя пешеходные зоны, открывая велодорожки, создавая общественные пространства. Один из примеров осознанного следования принципу человеческого масштаба — тюменский проект «1А Первомайская». Высота (7, 8 и 9 этажей) соответствует привычной для города застройке. Три здания с разными функциями объединены полузакрытым пространством двора с частным садом-партером для жителей квартир и полуобщественным фойе офисной галереи. Снаружи здания обрамлены зеленым буфером — симметричным рядом деревьев, которые формируют пешеходный бульвар. Благодаря тому, что квартал расположен в центре, жители могут дойти пешком и до бульваров, и до магазинов, ресторанов и кофеен, и до административных зданий.

«1А Первомайская» — пример осознанного следования принципу человеческого масштаба
«1А Первомайская» — пример осознанного следования принципу человеческого масштаба

«1А Первомайская». Застройщик — ООО «МПФ ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИ». Ознакомиться с проектной декларацией можно на сайте Наш.дом.рф. Продажи осуществляются в соответствии с законом РФ № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».