Найти тему
diletant.media

Что скрыто в «Золотой осени» Левитана?

Оглавление

Учителя считали, что еврейский мальчик, пусть и талантливый, не должен был касаться русского пейзажа.

Сюжет

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это её относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

«Золотая осень». Исаак Левитан, 1895. Источник: Wikimedia Commons
«Золотая осень». Исаак Левитан, 1895. Источник: Wikimedia Commons

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской губернии, когда жил в усадьбе Горка. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где её купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырёк настенного калорифера и прорвал холст насквозь.

Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893. Источник: Wikimedia Commons
Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893. Источник: Wikimedia Commons

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко.

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. Тем не менее именно Левитан ввёл моду на Плёс, волжские просторы, леса и поля.

«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894. Источник: Wikimedia Commons
«Над вечным покоем». Исаак Левитан, 1894. Источник: Wikimedia Commons

Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевлённый тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.

Подробнее