Найти в Дзене

Аналитики в IT-индустрии

Какие бывают типичные запросы для бизнес-аналитика?
Каковы ключевые качествах IT-аналитика?
Кто такой системный аналитик и чем он занимается?
Кто такие аналитики UX/UI?

На эти и другие вопросы в рамках Лектория ВИШ отвечает Дмитрий Дмитриевич Покладов — главный эксперт управления цифровыми продуктами АО АСЭ.

1.    Как я стал бизнес-аналитиком?

Это было интересно, потому что я пришел в 2012 году в такую компанию, как NVision Group (российская ИТ-компания, поставщик информационно-коммуникационных решений, услуг и сервисов, в том числе облачных - прим.), которая занималась системными интеграциями. Там я работал системным инженером и занимался тем, что внедрял систему мониторинга Emsia Ionic. То есть я был вообще не аналитиком, я был человеком, который правил софт, конфигурировал его, где-то кодил. Потом меня «схантил» Netcracker на 5 лет. Там первый проект как раз-таки заключался в том, что им нужно было интегрироваться с системой Emsia Ionic, а я писал там свои первые интеграционные интерфейсы, описывал правила трансформации и прочее. Потом уже на основании этих навыков я стал лучше разбираться в технологиях Телекома, ушел в другой проект, где мы уже делали систему менеджмента IP-адресов. И дальше понеслась. Я начинал с системной части, потом меня в бизнес-аналитику занесло, где я стал собирать бизнес-требования. После всего этого был ряд проектов, связанных с Телекомом, ушёл в Ростелеком, там был проект по внедрению системы CRM. И как раз там я выступал уже больше в роли бизнес-аналитика с точки зрения бизнес-процессов, но также связанных с сетевыми процессами, с частью OSS, это как раз-таки связано с системой «провижининг» сервиса на уровне железа. Затем я понял, что за 6-7 лет в Ростелекоме мне стало скучновато, и я захотел что-то новенькое. Так я начинаю работать в «Росатом» над темой Multi-D, которая на самом деле довольно амбициозная, предполагающая, что нужно сделать low code систему, которая позволит сделать свои продукты на уровне СМ, B2B и прочее, это круто на самом деле. Что касается моего образования, аналитику я не учил, я закончил университет по специальности «Прикладная математика».

2.   Основная задача бизнес-анализа — сделать возможным проведение изменений в организации путем реализации выбранного решения.

Это если мы говорим глобально о классическом бизнес-анализе и внедрении новых процессов, когда мы анализируем не требования к какому-то программному обеспечению или продукту, а когда мы непосредственно выстраиваем бизнес-процесс. Решение разрабатывается с целью устранения бизнес-проблем, или с целью удовлетворения потребностей, выявленных в процессе бизнес-анализа. Задача бизнес-аналитика — разобраться в этой особенности и донести уже конкретную реализацию до разработчика, чтобы он уже все сделал.

Когда мы говорим про структуру политики и операции организации, и рекомендации решений — это значит погружение в контекст и понимание семантики и смысла всего происходящего. Рекомендации - если вы сделаете что-то согласно рекомендации, у вас и процесс быстрее пойдет, и пользователи скажут спасибо.

-2

3.   Какие бывают типичные запросы для бизнес-аналитика?

1. Понимание сегодняшнего состояния организации или продукта. То есть, в первую очередь, когда вы приходите на тот или иной проект, вам в любом случае нужно оценить, как обстоят дела на текущий момент. Приходим, анализируем, документируем, понимаем и уже, исходя из этого, можем двигаться дальше. Мы идентифицируем потребности бизнеса, то есть пришли, спросили, как оно сейчас работает. Следующий вопрос: «А болит то где?» То есть основная задача не просто понять, как оно сейчас работает, это будет просто отсылкой. Самая главная задача - понять ту потребность и те «боли», которые есть у вашего заказчика. Причем важный момент, необходимо понять не просто саму «боль», а именно ее первопричину, почему эта «боль» возникает. Очень часто можно услышать требования заказчика из разряда «я хочу, чтобы мне сделали красную кнопку на сайте прям посередине», на самом деле заказчик хочет не красную кнопку, а решить этой красной кнопкой определенную проблематику. Основной задачей является построить диалог с заказчиком таким образом, чтобы понять, почему кнопка должна быть красной, и что на самом деле хочет решить этот человек. Может ему нужна не красная кнопка, а аккуратная зелененькая кнопочка в верхнем правом углу, куда чаще смотрит пользователь, например.

2. После того, как вы провели анализ, необходимо определить стратегию организации. Проанализировали, например, бизнес-процесс и далее необходимо определить последовательность того, как это все будет изменяться. Это на самом деле тоже работа бизнес-аналитика, просто мы делаем поэтапное определение изменений структуры организации.

3. Определение возможностей организации для реализации предложенных решений. Понятное дело, что мы можем взять и нарисовать огромную какую-нибудь «вундервафлю». Бизнес-аналитик прорабатывает требования, потребности, оценивает заказчика, масштабирует и примерно понимает, насколько он хочет решать свои проблемы.

4. Проверка выработанных решений на соответствие потребностям бизнеса, целям или задачам. Это как раз-таки уже следующий шаг после того, как мы приблизительно описали то или иное решение, которое мы сделали, дальше приходим к бизнес-аналитику и показываем - нравится/не нравится. Почему это нужно делать? Есть такое понятие, как управление ожиданиями заказчика. И чем чаще вы будете советоваться с заказчиком и показывать ему свои промежуточные результаты, тем заказчику будет прозрачнее все происходящее, тем ему будет комфортнее. Чем больше вы будете управлять его ожиданиями, тем раньше вы можете получить обратную связь насчет нравится/не нравится. Конечно, можно все попытаться обернуть метриками, но для метрик вам нужно само понимание процесса. То есть нам нужно понять, как это работает, затем уже оценить метрику, а потом уже, если хотим ее улучшить, мы открываем этот процесс на кубике и думаем, что мы здесь можем автоматизировать, что отсюда можем исключить.

4. Кто такой сам бизнес-аналитик?

Это человек, который использует методы бизнес-анализа для исследования потребностей организаций, обосновывает решения и возможные пути реализации изменений. Бизнес-аналитик может работать в двух парадигмах. В первом случае мы приходим к заказчику и просто оцениваем текущую картину, и предлагаем нашу экспертизу для изменения чего-либо. Либо же мы можем как постоянный сотрудник штата мониторить какие-то метрики.

5. Поговорим о ключевых качествах IT-аналитика.

Очевидно, это аналитический склад ума. Это, конечно, очень размыто и каждый вкладывает свое в это понятие, но зачастую, если вы «технарь», то можете все подвергать алгоритмизации и классификации, и в целом вам будет проще быть аналитиком.

Навыки эффективной коммуникации - это на мой взгляд одно из самых важных качеств - уметь сформулировать свою мысль.

Навыки сбора информации - зачастую очень важно отметить какие-то моменты, которые вам говорят прочитать, понять какие-то пустые места, задать правильные вопросы. Это и относится к навыкам сбора информации и вниманию к деталям и методичности. Очень важно понимать, что определенные вещи нужно не бояться спрашивать.

Умение отстаивать свою точку зрения - из предыдущих вопросов становится понятно, что заказчик считает, что он всегда прав. Поэтому необходимо постараться с помощью грамотной аргументации доказать свою точку зрения.

Позитивное мышление - как мне кажется, это важно в любой проектной работе.

Умение брать на себя ответственность - это всегда круто, когда вы ответственный человек, можете что-то взять на себя, сказать «я уверен», и так далее. Есть правда и обратная сторона - нужно не забывать о своих компетенциях, и не лезть принимать решения там, где их не просят.

Ориентация на клиента и клиенториентированность - это тоже очень важная вещь, нужно помнить, что скорость и все остальное не всегда являются первоочередными, необходимо думать о том, чтобы клиенту было удобно.

Умение работать в команде - на текущий момент тоже становится очень важным качеством, особенно для аналитика, поскольку он работает в команде разработчика и тестировщика, а иногда и еще с кем-то. Когда мы делаем какой-то артефакт, мы должны убедиться, что он понятен команде, что он прекрасно воспринят, и все понимают его в одном контексте. Тогда можно спокойно выдохнуть и переключиться на следующую задачу.

-3

6. Профессиональные компетенции бизнес-аналитика.

Во-первых, это знание типовых процессов методологии и разработки. В целом, когда вы приходите в команду разработки, от вас ожидается, что вы все-таки понимаете, как построены процессы, чтобы вас туда погружали. Знание аннотации и моделирования - это очень классные вещи, потому что это помогает, во-первых, сразу быстро синхронизировать контекст, та же самая модель данных зачастую куда проще визуализируется на диаграмме, чем это в огромном наборе таблиц.

Навыки интервьюирования и сбора информации - навыки построения диалога, понимание, где что можно сказать, а где нельзя, навыки проведения встреч, понимание тематики встречи, оформление протоколов и так далее.

Навык подготовки аналитических отчетов - о своих результатах и сводках необходимо отчитаться.  Это может быть отчет для проджект-менеджера, или отчет «наверх». Это то, как мы проанализировали рынки, проанализировали, как наши конкуренты себя ведут.

Навыки разработки регламента документации - нужно понимать, что это основные артефакты аналитика. Понятие артефакта - это материальный результат выполненных действий или результат вашей работы. Это может быть какая-то диаграмма, документ; это что-то, что получилось в результате вашей деятельности. А стилизовать, расписать, оформить, сформулировать свои мысли в письменном виде - это прям «must have».

Навыки обучения пользователей - это полезная вещь, потому что мало того, что вы занимаетесь соответствием требованиям, иногда еще нужно уметь представить эти требования, как с ними работать.

Продолжение здесь >>

По материалам интервью с главным экспертом управления цифровыми продуктами АО АСЭ Дмитрием Покладовым.

Кстати, все студенты Высшей инжиниринговой школы НИЯУ МИФИ уже с первого семестра магистратуры сразу же трудоустраиваются в инжиниринговый дивизион ГК "Росатом", где в рамках практики работают над реальными индустриальными цифровыми проектами и получают зарплату.

Студенты, это ваша возможность!

#анализ данных #анализ и проектирование систем #бизнес анализ #it-технологии #системный анализ #магистратура #управление проектами #карьера #наука и образование #образование и наука

-4

Магистратура ВИШ МИФИ готовит специалистов в области цифровой трансформации жизни, цифровой трансформации экономики, цифровой трансформации технологии и индустрии.