Креативные индустрии являются важнейшим драйвером экономического роста и развития инноваций. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ впервые рассчитал рейтинг привлекательности стран мира для звезд креативных индустрий. Анализ позиций стран в рейтинге и изучение их творческих профилей дают представление о том, за счет чего те или иные экономики преуспевают в развитии своего креативного потенциала.
Справочно: Методология рейтинга привлекательности стран для звезд креативных индустрий (далее — Индекс) базируется на концепции экономики суперзвезд, согласно которой именно на них приходятся основные денежные потоки в креативном секторе. Выборку исследования составили 102 страны, где выявлена хотя бы одна звезда креативных индустрий. Чтобы определить их численность в каждой стране была составлена база данных наиболее успешных творческих личностей, брендов и компаний, включающая 23 показателя по девяти креативным индустриям.
Главные выводы:
- Топ-5 стран по привлекательности для звезд креативных индустрий в 2022 году образуют: США, Великобритания, Китай, Германия и Япония. Россия в рейтинге заняла 20-е место.
- Лидеры креативных индустрий преимущественно концентрируются в крупных экономиках и странах с высокими доходами населения. Первые 23 страны по значению Индекса также входят в топ-30 по величине валового внутреннего продукта.
- Вклад в общемировой пул креативных звезд большинства стран — лидеров Индекса превосходит их вклад в мировой валовый продукт. Только у восьми стран (Китай, Япония, Республика Корея, Индия, Бразилия, Россия, Мексика и Тайвань) доля в мировой экономике превышает их долю в общем числе креативных звезд.
- Распределение звезд креативных индустрий очень неравномерное: более 86% их общей численности приходится на первые 20 стран рейтинга, а на следующие 20 стран — 8,9%.
- Лидирующие по значению Индекса США более чем вдвое опережают Великобританию (2-е место), почти в четыре раза — Японию (5-е), в девять раз — Южную Корею (10-е), в 20 раз — Россию (20-е), в 34 раза — Финляндию, замыкающую первую тридцатку стран.
- Креативный сектор характеризуется территориальной специализацией. Четырнадцать стран входят в топ-5 по привлекательности для звезд хотя бы одной креативной индустрии. Чаще всего в пятерках лидеров по отдельным креативным индустриям оказываются США и Великобритания, но также присутствуют страны континентальной Европы, азиатские и некоторые развивающиеся, такие как Турция и Перу.
- Более 80% стран, входящих в топ-30 по значению Индекса, имеют более двух креативных специализаций. Определяющую роль в формировании таких специализаций играют города с высокой концентрацией звезд («города — креативные кластеры»). Страны заметно различаются по числу городов, где выявлена хотя бы одна креативная звезда. Больше всего их в США (169) и странах Европы, прежде всего в Италии (146), Великобритании (92) и Германии (60).
- Занимая 20-е место по индексу креативной привлекательности, Россия аккумулирует 1,03% от общего числа звезд креативных индустрий, что в 1,7 раз ниже ее доли в мировом валовом продукте (1,75%). Для России ключевыми креативными специализациями являются литература, реклама и пиар-индустрия. Искусство и культура, промышленный дизайн, архитектура, игровая индустрия пока не стали в полной мере ее креативными специализациями, но вклад страны в эти индустрии сопоставим с ее долей в общей численности всех креативных звезд.
Комментирует Виктория Боос, ведущий эксперт Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
Как показало исследование, значительную роль в привлекательности стран для креативных индустрий играют культурные традиции и наличие креативных городов и кластеров.
Так, важный вклад в привлекательность России для киноиндустрии вносит Республика Саха (Якутия): фильм «Нуучча» стал в 2021 г. победителем кинофестиваля в Карловых Варах. Другой регион Дальнего Востока — Амурская область — мог бы стать штаб-квартирой для известного авангардного бренда очков — FAKBYFAK (столица региона Благовещенск является родным городом одного из его основателей). Модные дизайнеры и архитектурные бюро Санкт-Петербурга делают успешные шаги к глобальной известности: например, бренд 404 NOT FOUND представлен на FARFETCH, а архитекторы из «СТУДИИ 44» в 2018 г. победили в одной из номинаций международного конкурса World Architecture Festival.
По ссылке можно ознакомиться с более подробными выводами.
Авторы представят результаты исследования в день открытия Российской креативной недели на сессии «Креативные города и территории: практики успешных трансформаций» (7 июля, 13:45, Москва, Парк Горького). Ее онлайн-трансляция будет доступна на сайте форума.