Найти тему

Социальное предпринимательство в контексте защиты прав потребителей

Друзья! Как вы знаете, сейчас достаточно непростое время для нашей экономики и жизни, время перемен, происходящих в том числе под внешним давлением. И в такое время особенно важно действовать не только тактически, но и стратегически - вперед, на будущее.

Я являюсь координатором волонтерского движения Объединения потребителей России. В нашей команде - неравнодушные, молодые и патриотично-настроенные ребята, которые стремятся к защите прав потребителей, человека и достижению социальной справедливости.

С начала специальной военной операции мы внимательно следили за ходом её развития и поражались беспрецедентным экономическим санкциям зарубежных стран, которые по своему характеру сродни объявлению экономической войны.

Еще интереснее реакция рынка, в том числе потребительского, на данные изменения. Начали проявляться факты роста цен, прикрываемые предлогом тех же санкций, выхода на освободившееся нишы фальсифицированной, некачественной продукции, нарушающей права потребителей, факты недобросовестного предпринимательского поведения.

Уже сам Президент России на Петербургском международном экономическом форуме призвал предпринимателей к самореализации через социальную помощь, ответственность.

И, конечно, все эти факты натолкнули нас на вариант решения сложившейся ситуации - некий пересмотр устоявшегося подхода к социальному предпринимательству в России и его развитие в новом контексте. С применением нашего наработанного опыта в сфере защиты прав потребителей.

И здесь уместно вспомнить, как Объединения потребителей России защищает потребителей сейчас?

Это - многоплановая и системная деятельность, она включает просвещение потребителей и предпринимателей, юридические консультации, обращения в суд в интересах потребителей, общественный контроль, совершенствование потребительского законодательства и эффективности Национальной системы защиты прав потребителей, а также и другие направления (они определены Программой ОПР).

В том числе ОПР продвигает к потребителю качественную продукцию, новые альтернативные форматы торговли (услуг) и социального предпринимательства.

И в этом бизнес-контексте необходимо отметить, как ОПР рассматривает цель предпринимательства в целом.

Цель предпринимательства – в нашем понимании - не сводится исключительно к извлечению прибыли, а ориентирована – в первую очередь – на удовлетворение потребностей потребителей.

Что же тогда означает прибыль?

Прибыль – это вознаграждение предпринимателя за удовлетворение потребностей людей (потребителей). Потребители вознаграждает предпринимателей за то, что они смогли предложить им товар (услугу), которые необходимы, делают жизнь безопаснее, комфортнее, рациональнее.

Это означает, что потребители своим выбором в целом определяют то, что будет производить предприниматель (очевидно, что при снижении уровня покупательской способности населения, такой выбор сужается до необходимых товаров). В итоге, на рынке главным действующим лицом и регулятором является не предприниматель, а именно потребитель.

И кроме извлечения прибыли у предпринимателя могут (и должны быть в социальном государстве, каким по Конституции является Российская Федерация) другие цели в свете общенациональных интересов. Например, помощь органам власти и местного самоуправления в обеспечении населения с низким уровнем дохода и/или проживающих в труднодоступных (отдаленных) населенных пунктах жизненно необходимыми товарами и услугами. При этом предприниматель понимает, что его прибыль может быть ограниченной (минимальной) или он «сработает себе в убыток» (с компенсацией своих издержек со стороны государства), но он осознанно идёт на такую деятельность, ставя в её главу общие интересы.

Такие предприниматели, специализирующиеся на работе с наименее обеспеченными и социально уязвимыми группами граждан, учитывающие их уровень достатка, а также с проживающими в отдаленных (то есть в невыгодных с коммерческой точки зрения районах), являются социальными предпринимателями.

Социальный предприниматель занимается своим делом в соответствии с личными нравственными и моральными убеждениями и принципами, предлагая потребителям товары и услуги по справедливым ценам, получая свою прибыль, но не выжимая из людей «последние деньги» и «загоняя их долги» - тем самым формирует в обществе атмосферу доверия и взаимопомощи.

Такому предпринимателю характерно сочетание в своей деятельности нравственных начал и разумного подхода в ведении дел для «сбережения потребителя», что в его представлении ведет к справедливому потребительскому рынку (потребительским отношениям) и общему благу.

Подобную предпринимательскую позицию можно назвать социально-экономическим патриотизмом.

Вместе с тем, социальное предпринимательство может быть успешным только при государственном патернализме (органов власти и местного самоуправления) и массовой общественной поддержке через потребительский спрос на такие товары и услуги. Правительство должно проводить национальную политику по формированию сектора социальной экономики, выражая свою поддержку в конкретных преференциях (пример, бесплатное предоставление помещений, транспорта, кредитов на выгодных условиях, содействие в заключении прямых договоров производителей с продавцами, организация ярмарок и т.п.). Такие меры помогут социальным предпринимателям избежать конкурентного давления со стороны «обычного бизнеса», фактически разделив между ними сферы рынка.

Таким образом, социальное предпринимательство становится одним из секторов в сфере социально-общественной экономики, что соответствует требованиям (реалиям) многоукладной экономики.

Одновременно для успешной деятельности социального предпринимательства многое зависит от общественного потребительского мнения (которое выражают объединения потребителей). Поэтому Объединение потребителей России ставит перед собой задачи - сформировать о движении социального предпринимательства положительное общественное мнение и способствовать установлению в предпринимательской среде традиций социального партнерства с государством и потребителями, как патриотической основы деловой деятельности.

Так, в целях становления социального предпринимательства в Российской Федерации будет организовано Движение социального предпринимательства «За Наше качество!», инициированное нашим молодежным крылом Объединения потребителей России – Волонтеры ОПР.

В итоге – в понимании учредителей движения «За Наше качество!» социальное предпринимательство - это деятельность предпринимателей с патриотическим мировоззрением, рассматривающих своё дело, в первую очередь, в морально-нравственном аспекте, как миссию по удовлетворению спроса граждан на основные товары и услуги на взаимовыгодных условиях для всех участников потребительских отношений, ставя на первое место не извлечение прибыли, а принципы честного партнёрства с потребителями, понимая личную ответственность за общее благополучие и сопричастность к судьбе России.