На прозрачную доску с LED-подсветкой выводят изображения и видео, на ней листают страницы и перетаскивают предметы. А если пользователь пишет стоя за доской, специальная программа помогает отзеркалить текст для зрителей. Так спикеру не приходится вставать спиной к аудитории.
На стыке рынков EduNet и TechNet компания VideoDoska уже не первый раз успешно участвует в интенсиве Архипелаг. Благодаря знаниям компания улучшает сервис, а новые контакты превращаются в клиентов и заказы. Коммерческий директор проекта Александр Будяну рассказал, кто приходит к ним в студии, куда пойти учиться на блогера, как работает доска и какое еще оборудование необходимо.
Откуда взялась прозрачная доска
Все началось с того, что в 2016 году Яндекс заказал у компании «Светактив» разработку прозрачной доски. «Светактив» к тому моменту существовал почти четыре года и был крупным поставщиком светодиодных табличек и маркерных досок. Это был настоящий вызов для компании и ее основателя Семёна Устьянцева.
История вопроса в одном абзаце. В 1974 году автор теории решения изобретательских задач Генрих Альтшуллер появился на обучающем видео позади такой доски. С помощью своей теории он ее, скорее всего, и изобрел. А еще раньше, в 1949–1950 годах, Пабло Пикассо использовал прозрачную доску и технику рисования светом при съемке на длинной выдержке.
Семен Устьянцев собрал такую доску своими силами. Вышел буквально в ноль, но получил ценный опыт для нового бизнеса. Так он одним из первых в России занял нишу прозрачных досок и создал компанию VideoDoska.
В компании появилось направление IT-разработки программного обеспечения, специалисты по созданию видеоконтента и образованию. Нашими основными клиентами стали образовательные организации. Мы стали собирать для них готовые студии по заказу или предлагать наши студии в аренду.
Как прозрачная доска отзеркаливает текст
Нужно понимать, что для записи текста прозрачная доска работает только в онлайне. То есть только для трансляций или записи эфиров. Для очных мероприятий, когда слушатели сидят напротив вас, можно использовать доску как флипчарт или выводить на нее готовые изображения и видео.
Эффект отзеркаливания происходит с помощью программы. Человек подходит к доске и пишет так, как ему удобно. То есть слева направо для нашего языка. Камера находится по другую сторону доски. Она подключена к компьютеру, на котором установлено программное обеспечение. Оно позволяет отразить изображение зеркально по горизонтали.
Мы начали с американского софта OBS, которым в открытом доступе пользуется много людей. Потом наши разработчики прописали собственные плагины в зависимости от запросов клиентов.
У нас появлялся софт сенсорного управления на доске и софт с искусственным интеллектом, который автоматически отыскивает паузы на ролике и проматывает их.
Программа VideoDoska Soft позволяет писать на доске поверх других изображений, перемещать части изображений, поворачивать, уменьшать и увеличивать их:
Из чего сделана доска и что нужно для ее работы
Прозрачная доска состоит из просветленного закаленного стекла толщиной 6 мм в металлической раме на сварной конструкции. Надписи ярко видны за счет RGB-подсветки. Для спикера используется LED-подсветка.
Помимо доски, в комплектацию комплекса входят камера, свет, фоны для заднего плана, суфлеры. Сбоку от доски располагаются мониторы, а сверху — микрофоны. Чтобы получить идеальную картинку, подбираем нужное количество света в зависимости от площади помещения.
Пользователь подгружает презентацию со своего устройства, берет в руки кликер, который переключает слайды, выводит меню нажатием пальцев на сенсорной доске и включает запись.
Некоторые спикеры предпочитают делегировать эту работу оператору, чтобы не отвлекаться от материала. Оператор, сидя за компьютером, следит за суфлером и звуком, включает запись. После нажатия на «стоп» ролик готов со всей графикой, которую использовали. Он автоматически подгружается в облачное хранилище.
Как устроен сервис компании
Когда Семён Устьянцев собирал первую доску, он еще не знал, что в США уже используют такую технологию. Он не мог найти подобное решение и собрал доску сам. И уже позже, когда собралась команда «ВидеоДоски», мы стали находить иностранные материалы и переводить их на русский. Оказалось, что там прямым текстом написано, как такую доску собрать. Поэтому стали появляться конкуренты, которые берут эту информацию и всё делают под копирку по ней.
Но у нас свой путь с упором на сервис. Нам важно подстраиваться под запросы заказчиков, чтобы не потерять преимущество на рынке.
Например, чтобы пользователи могли не только писать на доске, но и выводить на экран любую графику со своих ноутбуков, смартфонов или планшетов, наша команда написала еще ряд плагинов.
Для начала мы встречаемся с клиентами, проводим аудит, собираем бриф, создаем 3D-проект, чтобы согласовать параметры помещения. Затем помогаем подобрать материалы и команду для ремонта. Бывало, что даже помогали нанять заказчику персонал, который будет заниматься съемками. Например, так было с РАНХиГС. Тот сотрудник до сих пор у них работает и руководит студией.
На следующем этапе специалисты приезжают, подключают оборудование, обучают и тех, кто будет обслуживать студию, и тех, кто в ней сниматься. И в будущем мы их не бросаем — предоставляем техническую поддержку, как только она понадобится.
Кто использует доску кроме вузов
С помощью прозрачной доски можно записывать видеоролики, проводить онлайн-лекции, вебинары, конференции, хакатоны, олимпиады, видеопрезентации и питчи. Наши главные заказчики — вузы и онлайн-школы. Самые крупные: РАНХиГС, МГУ, РУДН, «Синергия», Skillbox, SkyEng, «Учи.ру», «Сириус», школа «Летово», Павловская гимназия.
РАНХиГС арендовала студию на 50–60 часов. А потом там поняли, что у них есть потребность постоянно в ней работать, и заказали собственные студии, сначала одну, потом вторую. Сейчас для филиалов РАНХиГС покупают 15 студий. В прошлом году мы отгрузили оборудование, а сейчас идет подготовка помещений и установка.
Это частый кейс для вузов: сначала попробовать студию в аренду, а потом заказать свои.
А так как мы готовы спроектировать студию под любую цель заказчика и внедрить её в его процессы, обращаются и компании из других сфер: медицины, финансов, event-индустрии, бизнеса, программирования, коммуникации, повышения квалификации, питания, промышленности, спорта. Самые известные: «Яндекс», «Газпром», Райффайзенбанк, LG. Из госсектора — МЧС, МВД. И это еще не все. У нас действительно внушительный список партнеров.
Операторы РБК арендовали у нас доску, чтобы показать технологии для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа:
Как мы открыли школу видеотехнологий
В московском Марьине в торговом центре MARI мы открыли офлайн-пространство VD skill. Это школа видеотехнологий и блогинга для детей и взрослых. Мы учим работать в кадре, снимать и монтировать на смартфоне, продвигать контент.
Пока этот формат больше подходит для школьников и студентов. В перспективе хотим открыть более вместительные пространства школ для набора больших групп и более профессионального обучения.
Зачем мы год за годом участвуем в Островах и Архипелагах
Сначала мы были просто участниками Зимнего острова на экспортном трекере. А потом Острова 10-22 в Сколкове. Университет науки и технологий «МИСИС» продвинул нас как партнера интенсива. Мы стали сотрудничать с организаторами и предоставляли студии для иностранных и отечественных спикеров. Там же мы познакомились с «Кванториумом» из Севастополя, технопарк заказал у нас видеодоску для своей видеостудии.
На Архипелаге мы были и в 2021 году, и в этом году также подали заявку. Это важное событие для компании — мы получаем полезные контакты, которые превращаются в заказы, и знания экспертов, которые помогают нам улучшить сервис.
Для себя лично я нашел на Архипелаге наставника. Это Алена Петрова — сооснователь Фабрики Единорогов и модератор интенсива.
В этот раз мы надеемся найти сильного партнера с ресурсами и возможностями, которые помогут нам быстрее масштабироваться.