В связи с рядом кризисных явлений, с которыми наша страна столкнулась в последние несколько лет, вопрос ответственности за неисполнение, не полное исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контрактам стал достаточно актуальным, поэтому в данном материале автор предлагает рассмотреть некоторые новации, а также вспомнить отдельные, действующие в сфере регулирования вопроса списания неустоек по контрактам, заключенным по Закону № 44-ФЗ, положения.
Правило, предусматривающее, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию, закреплено ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, где также указано, что случаи и порядок такого списания устанавливаются Правительством РФ (постановление Правительства РФ 04.07.2018 № 783 «О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом» (далее – ПП РФ № 783)).
Мы уже неоднократно обращались к данным нормам в те или иные сложные кризисные периоды, а в прошлом году столкнулись с очередной проблемой – существенным удорожанием ценообразующих материалов в строительстве, которая, в силу своей масштабности и последствий, обусловила необходимость принятия целого ряда новых норм, а также корректировки отдельных существующих положений, включая ПП РФ № 783. По всей видимости, по мнению регуляторов, данная проблема остается значимой и в настоящее время. Поэтому вышеназванное постановление в редакции от 24.03.2022 предусматривает в качестве одного из оснований списания неустойки случай, когда в 2021 и, теперь уже, в 2022 годах обязательства по контракту не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в указанный период цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность его исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
А с 12.03.2022 еще одним из оснований для списания неустойки стал случай, когда контрактные обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) с введением иностранными лицами мер ограничительного характера.
Из буквального толкования вышеназванных положений ПП РФ № 783 можно сделать вывод, что в обоих случаях речь идет только о тех контрактах, где наличествует факт частичного исполнения, в частности по причине того, что в тексте используется формулировка «обязательства не были исполнены в полном объеме».
Отдельно следует подчеркнуть, что указанные случаи не освобождают заказчика от обязанности начислить неустойки. Неустойка в любом случае рассчитывается и начисляется, лишь потом рассматривается вопрос и принимается решение: списывать ее или нет. И в случае принятия положительного решения она подлежит списанию в полном объеме.
Одни из самых важных вопросов применения норм о списании неустоек – это вопросы о том, чем и как подтвердить наличие соответствующих для этого оснований?
Так, в случае, связанном с удорожанием строительных материалов, таким подтверждением будет являться факт заключения сторонами контракта соглашения об увеличении цены контракта в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 (пп. «г» п. 5 Правил списания неустоек (штрафов, пеней), утв. ПП РФ № 783).
А вот с «санкциями» дела обстоят несколько сложнее, поскольку в соответствии с пп. «д» п. 5 Правил списания неустоек (штрафов, пеней), утв. ПП РФ № 783, поставщику (подрядчику, исполнителю) потребуется подготовить и представить заказчику письменное обоснование наступления обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта именно по причине введения собственно санкций либо ограничительных мер.
При этом какой-либо установленной формы или требований к такому обоснованию законодательство не предъявляет, только делает оговорку на то, что оно должно быть письменным и, при наличии каких-либо документов, сопровождаться ими.
Однозначно ясным является факт: между возможностью надлежащего исполнения контракта и введенными мерами должна быть четкая причинно-следственная связь. Однако в силу отсутствия конкретного, регламентированного перечня возможных доказательств, которые следует приводить в обосновании, он приобретает оценочный характер. Но, разумеется, не любое ненадлежащее исполнение в текущий период автоматически обусловливается введенными санкциями.
Поставщикам (подрядчикам, исполнителям) следует учитывать, что введенные антикризисные нормы направлены на поддержку экономики и не являются механизмом, который может использоваться в целях злоупотребления правом, что прямо запрещено ст. 10 ГК РФ. Поэтому исполнителям по контрактам следует действовать добросовестно, а в случае, если в ходе исполнения обязательств возникли (или возникают) проблемы действительно санкционного характера (например, компания, которая производит технику, планируемую к поставке заказчику, прекратила любую деятельность на территории РФ, включая продажи и поставки) – собирать максимально подробный (желательно со ссылками на официальные документы, сведения и прочее) комплект доказательств и документов (при наличии), а также описывать в обосновании все препятствующие надлежащему исполнению причины и приводить соответствующие аргументы для повышения шансов на осуществление списания неустоек, поскольку итоговое решение остается все же за заказчиком.
Заказчикам, в свою очередь, следует действовать разумно и осмотрительно, оценивать потенциальные риски, внимательно рассматривать предоставленную контрагентом информацию и при наличии возможности проверять представленные поставщиками (подрядчиками, исполнителями) факты и документы (при их наличии).
Порядок списания неустоек остается прежним, он регулируется ПП РФ № 783 и включает в себя следующие действия:
1. Заказчику необходимо создать комиссию по поступлению и выбытию активов, которая будет принимать решение о списании неустойки. Порядок формирования комиссии, порядок и сроки принятия ею решения - определяются заказчиком исходя из особенностей его структуры и проч.
2. Составить акт сверки расчетов по неустойке. Контрагент заказчика должен подтвердить наличие неуплаченной неустойки, в противном случае списать ее будет нельзя. Доказать данный факт можно актом сверки, актом приемки, письмом поставщика либо иным документом.
3. При наличии оснований и подтверждающих документов заказчик в течение 10 дней после сверки расчетов должен будет собрать комиссию по поступлению и выбытию активов и при наличии оснований принять решение о списании неустойки.
4. Оформить решение приказом или распоряжением, который в соответствии с п. 9 Правил списания неустоек (штрафов, пеней), утв. ПП РФ № 783, должен в обязательном порядке содержать:
· наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или для иностранного лица - аналог ИНН, КПП (ИНН физического лица);
· сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;
· обязательные реквизиты первичных учетных документов;
· дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);
· подписи членов комиссии.
5. Списать неустойку в течение 5 рабочих дней после принятия такого решения.
6. В течение 3 рабочих дней сообщить администратору доходов бюджета о списании неустойки, если заказчик не наделен полномочиями такого администратора.
7. Составить уведомление о списании неустойки по форме согласно Приложению к Правилам списания неустоек (штрафов, пеней), утв. ПП РФ № 783, которое формируется заказчиком в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
8. Направить уведомление контрагенту в течение 20 дней со дня принятия решения о списании неустойки.
Важно помнить, что списание неустоек – обязанность заказчика, но только при условии наличия соответствующих для этого оснований.
Автор статьи: Снежана Постовалова, старший юрист Экспертного центра Института госзакупок
Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 7 (95), июль 2022 г.)
Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: