Начальник-самодур, к сожалению, не редкость. А хорошие, добрые, понимающие руководители «достаются», увы, не всем. Что делать, если вы попали в компанию, где босс так и норовит сорвать свой гнев на вас?
Конечно, хороший вариант — подыскать другую работу, когда ситуация становится совершенно невыносимой. Но если вам нравится сама компания, работа и коллектив, сумасбродный начальник — это не повод всё бросать. Есть способы справиться даже с высокомерными хамами.
Какой тип начальника — ваш?
Психологи давно пытаются решить проблему придурковатых начальников и даже разделили их на группы, чтобы подчинённым легче было противостоять нападкам.
Группа первая: шеф-истеричка
Вопреки названию, в ней не только женщины, но и мужчины. Как распознать? Всё просто: срывается на крик по малейшему поводу, устраивает разносы за незначительные недочёты, находится в состоянии постоянного нервного напряжения.
С таким начальником важно не поддаваться на провокации и сохранять спокойствие. Даже если у шефа вот-вот пойдёт пар из ушей, не кричите в ответ. Отвечайте спокойно и аргументированно. В конце концов, ему (или ей) надоест ваше спокойствие, и конфликт иссякнет.
Группа вторая: начальник-самодур
Такие руководители не слышат мнения коллег, отвергают хорошие идеи и всё делают по-своему. Такими обычно становятся наследники папиного состояния, которые «сами знают, как лучше» и не слушают умных сотрудников.
В общении с самодуром важны самоконтроль и чувство собственного достоинства. Ни в коем случае нельзя лебезить перед таким руководителем в попытке ему угодить. Это ещё больше подогреет его самолюбие и уверенность в том, что все окружающие идиоты.
Группа третья: босс-придира
Такой человек обычно выбирает «жертву» из коллектива и придирается по любому поводу — от опоздания на полминуты до «неправильного» цвета галстука. Даже в идеально выполненной работе найдётся нюанс, за который вас отчитают вместо того, чтобы выдать премию.
В общении с таким руководителем уточняйте: что конкретно ему не нравится в вашей работе, спрашивайте, как вам устранить недочёты. Если на самом деле их нет, шеф окажется в затруднительной ситуации. И лучше стараться соблюдать правила компании, не опаздывать на работу и с обеденного перерыва, чтобы не давать лишнего повода для придирки.
Как себя вести с конфликтным руководителем: советы психологов
Большинство психологов сходятся в советах о том, как противостоять придирчивому боссу-самодуру:
- Нельзя вступать в спор. Спокойно выслушайте всё, что он скажет, в ответ приводите только неоспоримые факты. Чтобы сохранять спокойствие, психологи рекомендуют мысленно выстраивать между собой и шефом невидимую стену, представлять его голым или в уродливом клоунском костюме. Правда, есть риск засмеяться, поэтому поаккуратнее с фантазиями.
- Уйдите из поля зрения. Шеф пришёл устроить вам разнос? Сделайте вид, что уронили ручку и ныряйте под стол. Уже очень скоро он увидит, что орать не на кого и прекратит. Тут самое время «найти пропажу», показаться из-за стола и сменить тему разговора. Например, задать важный вопрос по работе.
- Держите дистанцию. Это не значит избегать встречи с начальством, но не стоит нарочито показываться на глаза, особенно, когда он не в духе.
- Не оправдывайтесь и не лебезите. Любые оправдания босс воспримет как признание вины. Это лишь даст ему лишний повод для придирки. Разговаривайте с таким шефом уверенно и аргументируйте свою позицию фактами.
- Найдите общие темы. Даже самый яростный самодур и хам — тоже человек, и ему не чужды личные интересы и хобби. Узнайте, чем он увлекается. При подходящей возможности упомяните об этом. И лучше, чтобы в этот момент у руководителя не было очередного приступа бешенства.
- Заручитесь поддержкой вышестоящего руководства. Если у вашего заносчивого шефа есть своё руководство, при серьёзном накале страстей обратитесь к вышестоящему по должности с просьбой вас рассудить. Это не будет «ябедничеством», а даст вам возможность поставить на место зарвавшегося хама.
- Найдите болевые точки. У любого человека есть набор тем, на которые он будет говорить неохотно. Проследите реакции шефа на различные темы в разговоре, выявите «слабые места». И когда он снова начнёт вас отчитывать, затроньте одну из них. Желание продолжать диалог сразу испарится.
Общие советы: как вести себя на работе
Если увольнение — не ваш метод, стоит набраться терпения, чтобы наладить с шефом приемлемые рабочие отношения. Есть два универсальных совета:
- сохраняйте спокойствие и достоинство в любой ситуации;
- соблюдайте все правила компании и тщательно делайте свою работу.
В остальном — наблюдайте. Стоит проследить, в какие моменты у руководителя бывают срывы и что им предшествует. И наоборот — когда он находится в хорошем расположении духа, что его радует. Желательно случаи контакта свести к тем моментам, когда он в хорошем настроении.