20 лет назад, в ночь с 30 июня на 1 июля в собственном доме был убит Михаил Круг. В память о Михаиле, вспомним, какое творческое наследие он оставил.
Недаром Михаила Круга прозвали "королем русского шансона". Несмотря на то, что Михаила нет с нами уже 20 лет, он все еще остается наиболее популярным исполнителем шансона в России. Почему так вышло?
Сам Круг никогда не отбывал тюремное наказание, но словарь "блатных" выражений Михаила весьма обширен. Однажды Михаил приобрел на барахолке словарь НКВД 1924 года, который, возможно, и стал подспорьем к написанию его хитов.
В мини-сериале "Легенды о Круге", повествующем о судьбе артиста, Михаил приезжает исполнить "Кольщика" в колонию. Арестанты отнеслись пренебрежительно к Кругу, ведь он никогда не сидел, а соответственно и ничего знать о жизни заключенных не может. Но когда Михаил закончил исполнять песню, уголовники аплодировали ему стоя, не сдерживая эмоций. Именно такое отношению к Кругу и было у арестантского коммьюнити. Это говорит о том, как чутко Михаил чувствует своих лирических героев, как проникается их судьбой.
Конечно, "блатной" жаргон является неотъемлемой частью успеха шансонье, поскольку он говорит о заключенных на языке заключенных. Однако песни Круга были популярны не только в "блатных" кругах, но и среди других слоев населения России. "Владимирский централ", "Жиган Лимон", "Кольщик" - несомненно, наиболее популярные песни в репертуаре Круга. В них Михаил заложил образы, вызывающие резонанс у граждан России 90-х годов. А что насчет менее популярных творений Михаила Круга?
Сторитейлинг - отличительная черта его композиций. Мрачные истории жизни лирических героев Круга, приправленные "блатным" жаргоном, придают его творчеству поистине нуарный окрас. Боль и драма в союзе с криминальными нотами возводят Круга из обычного исполнителя шансона в короля русского нуара.
Рассмотрим на конкретных примерах.
"Катя" - 1994 год.
Трек Михаила Круга "Катя" повествует о трагичной судьбе молодой девушки во времена экспроприации зажиточного хозяйства в СССР.
Катя готовится к свадьбе с любимым человеком и с нетерпением ждет того дня, когда молодожены свяжут себя узами брака. Тем временем в ее деревню приезжает "опер для раскулачки". Опер - красивый молодой мужчина, любящий женщин и алкоголь.
Будучи красивой девушкой, Катя привлекает внимание молодого опера, он решает жениться на ней. Опер выдвигает отцу девушки условие - "от раскулачки спасем, коль буду вам мужем и сыном". Отец Кати, пренебрегая чувствами собственной дочери, принимает предложение опера, сетуя на свое желание жить в покое.
Не желая предавать любимого, Катя лишает себя жизни. Опер отправляет отца девушки в ссылку и въезжает в их дом с новой избранницей.
"Роза" - 1999 год.
Трек "Роза" повествует о трагичной судьбе женщины, которая связала свою жизнь с молодым вором.
Роза влюбляется в молодого мужчину, промышляющего воровством. Она счастлива и живет в достатке. Но счастье Розы не было долгим - за воровство мужчину арестовали на 8 лет.
Женщина тяжело переживает разлуку с любимым, пишет ему длинные письма, тоскует и ждет.
Шесть лет спустя к женщине в окно постучал незнакомый парень. Роза впустила домой гостя, который оказался хорошим другом ее возлюбленного. Парень передал ей привет от любимого. Роза приглянулась гостю и он совершил непростительный поступок. Друг ее возлюбленного выдумал для Розы легенду, согласно которой ее любимый был освобожден досрочно и уехал на юг с другой женщиной.
Для женщины это был настоящий удар. Шесть лет она ждала любимого и не ожидала предательства. Состоянием Розы в дальнейшем и воспользовался друг вора. Предложив ей выпить спиртного и найдя нужные слова, обманщик завоевал доверие женщины. Однако предал ее и ушел к другой, оставив Розе свои долги. "Сколько слез было, сколько страдания" - такими словами Михаил Круг описывает состояние женщины.
Спустя восемь лет со дня заключения ее возлюбленного, Роза видит за окном тень. Это был ее возлюбленный, он был рад встрече с любимой и бежал к ней "как сойка влюбленная". Однако женщина, сохранившая гнев в своем сердце, наносит вору ножевое ранение, которое становится для мужчины смертельным.
"Не спалила, любила" - 1994 год.
История начинается с того, что известный тверской мошенник Леха Чиф, промышляющий махинациями с драгоценностями, решил со своими товарищами выпить спиртного и скоротать вечер за карточной игрой.
В комнату к товарищам вошла эффектная девушка. Веня, один из товарищей, самодовольно намекнул, что она рискует быть изнасилованной. Девушка такого обращения терпеть не стала и выстрелила в Веню, тем самым лишив его жизни. Остальных тверских товарищей она попросила оставаться на своих местах. Девушка предоставила товарищам письмо, в котором было сказано, что прислал ее известный вор, уважаемый в криминальном коммьюнити. Он же собственноручно и зарядил револьвер девушки, на случай, если ей начнут угрожать.
В письме говорилось, что криминальный авторитет из Москвы приглашает к себе тверских товарищей. Московское преступное сообщество пристрастилось к наркотикам и уровень их подготовки слишком низок, их ждет только тюремное заключение после исполнения преступных дел. Поэтому криминальный авторитет позвал именно тверских, для которых ответственная криминальная работа - раз плюнуть.
Товарищи приступили к работе и оперативно присвоили деньги из банковского автомобиля. Встретившись с криминальным авторитетом, ему предъявили претензии касательно убитого Вени. Криминальный авторитет отказался от своей денежной доли. Все, чего он хотел, это девушку, застрелившую Веню.
Вор, который подослал девушку к тверским товарищам, любил ее, но сопротивляться криминальному авторитету не стал.
Позднее мы узнаем из документов оперуполномоченного, что девушку звали Савина Мила. Она работала на правоохранительные органы, но не выдала им вора, потому что любила его. Сама девушка была застрелена.
На примере нескольких треков становится очевидно, что элементы присущие нуарному жанру представлены в творчестве Круга. Михаил размывает границы между понятием "герой" и "антигерой", заставляя нас сопереживать персонажу, который действует вопреки закону.
Круг раскрывает жанр через атмосферу мрачной российской действительности 90-х годов. Несмотря на то, что нуар чаще ассоциируется с кинематографом, в песнях Михаила ощущается та же гнетущая атмосфера, та же драматичная картина.
Михаил покинул этот мир не менее мрачно, чем его лирические герои. Биография Круга обрывается поистине загадочно, ведь убийц Михаила не нашли даже спустя 20 лет со дня его смерти.