Электросудорожная терапия (ЭСТ), один из старейших методов лечения в области психиатрии, впервые была представлена более 80 лет назад в Риме, когда Уго Черлетти и Лучио Бини использовали электрический ток, чтобы вызвать эпилептический припадок в терапевтических целях.
Однако это было не первое использование эпилептического припадка для лечения психических заболеваний. Идея вызывать эпилептические припадки для лечения пациентов была впервые предложена Ласло Медуной, венгерским невропатологом и психиатром.
Предположение о том, что болезнь можно излечить, вызывая другую болезнь, была предложена Вагнером-Яуреггом, который наблюдал, что высокая температура вызывает симптоматическое улучшение общего пареза у душевнобольных. В 1927 году Вагнер-Яурегг был удостоен Нобелевской премии за разработку первого эффективного биологического лечения в области психиатрии.
В конце 1920-х годов Ласло Медуна, исследователь в начале своей профессиональной карьеры на психиатрическом факультете Будапештского университета, заинтересовался гистопатологией эпилепсии. Ученый наблюдал, что в мозгу больных эпилепсией глиальные клетки занимают места, оставленные потерянными нейронами. В 1931 г. было описано уменьшение количества глиальных клеток в головном мозге больных шизофренией. Это открытие резко контрастировало с наблюдениями Медуны в мозге пациентов с эпилепсией.
Помимо этих нейропатологических находок, клинические наблюдения также указывают на антагонизм между эпилепсией и шизофренией. Медуну заинтересовало сообщение о двух пациентах с шизофренией, состояние которых улучшилось после эпизодических эпилептических припадков, а ещё отчет, в котором только 8 из 6000 пациентов с шизофренией страдали эпилепсией.
Медуна убедился в антагонизме между шизофренией и эпилепсией, и писал в своей автобиографии следующее: «...если я смогу вызвать эпилептические припадки у шизофреников, то они... определенным образом изменят химические и гуморальные процессы в организме. ... что сделает ослабление болезни физиологически возможным».
Медуна планировал вызвать припадок с помощью химического агента и приступил к тестированию нескольких эпилептогенных соединений для этой цели. Наконец, ученый определил камфору как соединение, удовлетворяющее его требованиям. 2 января 1934 года он провел первый эксперимент на людях с внутримышечными инъекциями камфоры. В последующие 2 года Mедуна лечил более 100 пациентов, половина из которых выздоровела или значительно улучшилась.
Хотя камфора позже была заменена внутривенным введением кардиазола, вызывание судорог химическими препаратами оставалась непредсказуемым. Кроме того, временной интервал между инъекцией и приступом был чрезвычайно стрессовым для пациентов. Эти трудности побудили Уго Черлетти и его коллег из университетской психиатрической клиники в Риме искать альтернативные средства.
До приезда в Рим Черлетти уже имел некоторый опыт работы с электричеством, так как он использовал электрический ток в исследованиях эпилепсии на животных в Генуе. В Риме Черлетти продолжил эти исследования с привлечением своего помощника Лучио Бини.
Идея использования электричества для вызова припадка впервые пришла в голову Черлетти и Бини, когда они стали свидетелями терапии кардиазолом в Вене. После определения параметров безопасного электрического стимула с помощью исследований на животных они провели первую индукцию электрического припадка у психотического пациента по имени Энрико 11 апреля 1938 года.
Хотя первоначальная стимуляция не привела к эпилептическому припадку, стимуляция более высоким напряжением вызвал 80-секундный тонико-клонический припадок 20 апреля.
После 11 дополнительных процедур Энрико выздоровел и был выписан из университетской психиатрической клиники. Через какое-то время симптомы Энрико вернулись. Так стало понятно, что ЭСТ не вылечивает заболевание, но приводит к ремиссии.
В то время процедуру ЭСТ нельзя было назвать приятной: к голове пациента прикреплялось 2 электрода по которым пускали импульс электрического тока. Это приводило к тому, что все мышцы пациента сокращались, он выгибался дугой, кости покрывались микротрещинами, иногда возникали серьёзные переломы.
Практикующие врачи начали вводить мышечные релаксанты перед ЭСТ, чтобы уменьшить тяжесть конвульсий. Это создало еще одну проблему: миорелаксанты временно вызывали полный паралич, что пугало пациентов. Тогда врачи начали использовать анестезию перед процедурой, что позволяло пациентам не знать о параличе (или любом другом неприятном аспекте связанным с припадком).
С этими и другими модификациями ЭСТ сегодня считается безопасной практикой. Серьезные осложнения возникают редко, а наиболее серьезным побочным эффектом являются нарушения памяти. Как правило, эти проблемы с памятью со временем исчезают, хотя были случаи, когда они сохранялись и оказывали существенное негативное влияние на жизнь пациентов.
Безопасность процедуры, однако, не согласуется с мнением многих людей об ЭСТ как об опасном или даже варварском методе. Такое восприятие в значительной степени было создано негативным отображением этой процедуры в фильмах и телешоу — классическим примером является использование ЭСТ в качестве дисциплинарной меры в психиатрической больнице в фильме 1975 года «Пролетая над гнездом кукушки».
ЭСТ иногда использовался оскорбительным или недобросовестным образом, поэтому в некоторых из этих примеров может быть доля правды. Но сегодня, как правило, процедура назначается только с полного согласия пациента, и она теперь гораздо менее утомительна — как для пациента, так и для наблюдателя.
И хотя до сих пор неясно, как ЭСТ может воздействовать на мозг, вызывая терапевтический эффект, трудно оспаривать её эффективность при некоторых состояниях. ЭСТ не стала лекарством от шизофрении, на что надеялся Черлетти (оно кажется полезным в некоторых случаях шизофрении, но большинство исследований обычно показывают, что антипсихотические препараты более эффективны), но процедура оказалась эффективной в лечении тяжелой депрессии, БАР.
Однако, ряд факторов, начиная от стоимости и заканчивая потенциальным влиянием на память, заставляют ЭСТ оставаться скорее «последним средством» для лечения депрессии.
Так же читайте статьи:
1) Я причиняю вред своему сыну. Психотическая депрессия.
2) Меня не существует. Синдром Котара.
3) Истерическая фуга или месть мужу? Агата Кристи.
4) Как отличить болезнь от здоровых привычек в питании.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и делитесь статьёй с друзьями!