Найти тему
История с Интересом

3 версии картины Венеры Милосской. Разберемся так ли велика разница в возрасте этих трех картин?

Оглавление
Сандро Боттичелли (1486), Вилья́м-Адо́льф Бугро́ (1879), Фриц Цубер-Бюлер (1887)
Сандро Боттичелли (1486), Вилья́м-Адо́льф Бугро́ (1879), Фриц Цубер-Бюлер (1887)

Сравним три наиболее известные, и узнаем при чем тут Муссолини.

Этот сюжет вдохновил многих художников на написание прекрасных картин. Конечно же эти три картины это Боттичелли (1486 г.), Вильям-Адольфа Бугро (1879 г.) и Фрица Цубер-Бюлера (1884 г.). У трёх картин один сюжет: хотя полотна и называются и называется “рождение” Венеры, изображают они не сам момент рождения богини из морской пены, а её прибытие из океана к берегам Кипра; в центре композиции прекрасная юная Венера,  на огромной раковине морского гребешка приплывает к берегу Кипра, где её встречают боги. Интересно то, как по-разному три мастера показали эту сцену.

Картина Боттичелли

Написана в самый плодотворный период творчества художника по заказу самого Лоренцо Медичи для его личной коллекции. Всемирно известному шедевру пришлось покорять международную сцену аж в несколько заходов. Рождение Венеры Сандро Боттичелли среди современников в представлении не нуждалась. Боттичелли был очень успешным художником и пользоваться всеми благами покровительства известнейший семьи Медичи, но вот после смерти он и его полотна оказались почему то забыты.

И только спустя триста лет внимание к картине Боттичелли привлёк художник прерафаэлит Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882). Он ценил творчество Боттичелли за простоту и наивность за которую многие любили итальянское искусство того времени. К «пиару» Боттичелли подключился и авторитетный критик Джон Рёскин – и вот уже вся викторианская интеллигенция воспылала интересом к итальянскому художнику. Но это была слава в узком кругу интеллигенции. А спустя уже полвека любовь Боттичелли захлестнула весь мир....

Сандро Боттичелли (1486)
Сандро Боттичелли (1486)

В 1930 году в Королевской Академии Художеств в Лондоне открылась громкая выставка итальянского искусства XIII - начала XX в. По воспоминаниям очевидцев на Вернисаже все стояли в 20-ти минутный очереди, чтобы попасть внутрь. За 12 дней выставку посетили 540 тысяч человек, выставка предлагала зрителю работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и многих других,но хитом стал именно Сандро Боттичелли и его «Рождение Венеры». Но без политики и здесь не обошлось. Идея выставки итальянского искусства в Лондоне возникла у жены министра иностранных дел Великобритании Чемберлена. Для того, чтобы выставка состоялась она начала переговоры с Бенито Муссолини.

Бенито Муссолини
Бенито Муссолини

Он решил воспользоваться выставкой, чтобы «отбелить» свой политический режим в глазах мирового сообщества. Личное участие Муссолини было несколько раз подчёркнуто в каталоге, выпущенном к выставке; он сам выбирал корабль, который должен был доставить картины из в Лондон.  Примечательно что из всех картин Боттичелли на корабль попало и именно «Рождение Венеры» -  картина была написана на холсте, а не на доске. Несмотря на огромную популярность выставки, многие отнеслись к ней скептически, и уже тогда подозревали о мотивах Муссолини. Но каковы би не были его мотивы, именно так полотна великого художника обрели свою  популярность – и совершенно заслуженно.

«Рождение Венеры» Бугро

Бугро, Адольф Вильям Рождение Венеры. 1879
Бугро, Адольф Вильям Рождение Венеры. 1879

«Рождение Венеры» Вилья́ма-Адо́льфа Бугро́ напоминает другую картину автора, “Триумф Галатеи”. Композиция картины наполнена мягкими нежными формами и, плавно двигаясь вокруг Венеры, устремляется ввысь., что благородство Венеры подчеркивает холодная цветовая гамма, состоящая из светлых оттенков голубого и композиция: Венера стоит в центре картины, а все остальные персонажи плывут вокруг неё и остаются в тени. Манера XIX в. Уже не так наивна, как у Боттичелли – Бугро следовал современной ему, романтической эстетике. Одухотворённый задумчивый взгляд вдаль Венера сменила на загадочное умиротворённое выражение, а глаза она прикрыла. Теперь девушка уже не стыдливо прикрывает тело, а стоит раскрепощено, как бы танцует и совершенно не обращает внимание ни на богов вокруг, ни на зрителя. Конечно, не могу не упомянуть о том, что фигура Венеры 1879 г. намного больше соответствует идеалу красоты и женственности, чем с картины XIV в.

У Бугро есть работа более ранняя, похожая на «Рождение Венеры». Здесь героиня принимает похожую позу, но внимательно смотрит резко отличается общий тон.

Бугро. Купальщица. 1870, Фонд Галы и Сальвадора Дали
Бугро. Купальщица. 1870, Фонд Галы и Сальвадора Дали

Рождение венеры Фрица Цубер-Бюлера

"Рождение Венеры", Фриц Зубер-Бюлер, галерея Порчиньского в Варшаве
"Рождение Венеры", Фриц Зубер-Бюлер, галерея Порчиньского в Варшаве

Интерпретация Фрица Цубер-Бюлера (1884 г.) сильно отличается от двух предшествующих (хотя, конечно, намного ближе к Бугро, чем к Боттичелли). Начнём с погоды на фоне: если у Боттичелли ясное небо и мягкое приглушённое освещение, а у Бугро – пасмурно и вот-вот нагрянет буря, то Цубер-Бюлер предлагает нам идеально чистое небо и яркое солнце. Природа, конечно, соответствует главной героине – она кокетливая и весёлая. Играя своими волосами и засматриваясь вверх, она наслаждается вниманием и восхвалениями богов и зрителя. Совсем юная в сравнении с двумя другими, Венера Цубер-Бюлера наслаждается своей красотой и светится детской наивностью

Вроде бы один сюжет, одна композиция, но какие разные настроения и состояния, разный идеал женщины

Вывод

Сравнивая эти три картины, мы можем проследить, как изменился взгляд на модель поведения женщины, как изменилось её восприятие. Боттичелли увидел идеал женской красоты в скромности и задумчивости, мягкости - Венера у него не красуется перед богами, не обращает внимания на восхищение, которым её окружили на берегу Кипра и смотрит вдаль. Более поздние художники наделили Венеру кокетством - Венере из новой эпохи уже ни к чему скрывать своё тело, лёгкость и наивность уже привлекает больше, чем духовность. В новом обществе, свободном от религиозных запретов женская красота ассоциируется совсем с другими качествами характера - если для XV в. красота целомудренна и скромна, серьёзна и задумчива, то для XIX в., наоборот, красота связана с поведением юной наивной девушки, непосредственной и игривой.

Но тут всплывает еще другое: художники картины которых были популярны при жизни, но потом были забыты. И только спустя сотни лет, как это случилось с Боттичелли, случайно были открыты вновь.

Скорее всего Венера Боттичелли была и нарисована гораздо позже за 30-40 лет как ее открыл этот прерафаэлит. Конечно точных доказательств этого нет. Конечно есть письменные факты о общении Боттичелли с семьей Медичи. Но такие подозрительные и непопулярные факты о том что художник был забыт и его несколько раз открывали вновь дает повод предположить возможный подлог...

Кстати то что выставка картин Боттичелли, вместе с Тицианом, Микеланджело происходили в академии художеств в которой рисуют картины и создают скульптуры тоже вызывает некоторое подозрение...В то время самым популярным предметом и направлением в искусстве была историческая живопись про исторические события и легенды. В моде была античность и античные статуи. Есть множество фактов как художники 1700-х и 1800-х были популярными так как создавали очень правдоподобные статуи под античность. Например таким скульптором был Бертель Торвальдсен.

Но об этом мы расскажем более подробно в другой статье...

#Боттичелли

#Венера

#Фриц Цубер-Булер

#Вильям-Адольф бугро

#Россетти

#Муссолини

#Джон Рёскин

#королевская академия художеств

#искусство

#подлог