Оборонительная стратегия в маркетинге - это заблаговременная подготовка к худшему. Такая стратегия дает вам некоторые гарантии того, что ваш продукт будет хорошо продаваться, даже если рынок рухнет. Оборонительные стратегии часто используются в сочетании с другими видами маркетинга, но могут использоваться обособленно - в зависимости от ситуации.
В большинстве отраслей рынка есть лидер, который выделяется самым высоким доходом и самая крупной клиентская база. Часто такие компании занимают «оборонительную позицию», чтобы защитить бренд и его будущее в период экономических рецессии и растущей конкуренции.
Насколько эффективен оборонительный маркетинг?
Даже самая лучшая оборонительная стратегия не может предотвратить снижение прибыли компании из-за наплыва конкуренции. Нужно понимать, что «оборона» нацелена не на повышение прибыли, а на ее сохранение. Исключением является «темный рынок», где лидер рынка еще не осознал, насколько возрос спрос на его продукт.
Оборонительный маркетинг часто используется с переменной эффективностью в условиях слабой экономики, чтобы гарантировать, что вы сможете продолжать продавать, пока ваши конкуренты находятся в замешательстве. Как и любая другая стратегия, она не обеспечивается вам 100%-ый результат.
Оборонительная стратегия подразумевает несколько ключевых особенностей:
- Мероприятия по улучшению своего продукта: ребрендинг, позиционирование, улучшение качества;
- Принятие конкретных, прямых мер: скидки, переориентация на другую аудиторию, подключение сторонних ресурсов;
- Пробуждение спящего потенциала рынка: использование информации о ваших клиентах, разработка инновационных стратегий по отстаиванию доли рынка;
- Защита «вашего» пространства от конкурентов: контракции, партнерства, PR-кампании.
Самые популярные типы оборонительных стратегий:
- Защита от сокращения: предполагает отступление с рынка, которое уменьшает потери от будущих потрясений экономики. Также помогает выгодно перераспределить средства в другие сектора влияния;
- Фланговая оборона: защита определенной доли рынка, при которой происходит диверсификация нынешних клиентов на новые рынки и сегменты. Опасность фланговой обороны заключается в сокращении ресурсов на инвестиции в поисках новых возможностей;
- Позиционная оборона - одна из самых простых оборонительных стратегий, которая заключается в сохранении текущего положения;
- Мобильная оборона: быстрое реагирование и непрерывное переключение между стратегиями. Требует большой гибкости и способности компании адаптироваться к изменениям рынка;
- Контрнаступление: Оборона = Действие. Действие = Атака. Чувствуете упадок рынка? Воспользуйтесь слабостью конкурентов и попробуйте выбить их из рыночного сегмента. Разработайте аналоги их продукции и займитесь их продвижением;
- Глухая оборона: ваш бизнес продолжает инвестировать в старые рынки, стараясь сохранить текущую прибыль. При такой стратегии ценность бренда для существующих клиентов заметно повышается.
Преимущества защитных стратегий
- Прямой контакт с существующими клиентами и их потребностями;
- Менее рискованная стратегия, нежели варианты наступательных, потому что вы лучше ориентируетесь на рынке;
- Меньшие потери от инвестиционных ошибок, если они все-таки случаются;
- Защита текущей прибыли. Фиксирование доходов.
Недостатки защитных стратегий
- Сильная зависимость от рыночной ситуации;
- Бизнес в оборонительной позиции рискует подвергнуться нападению со стороны новых участников;
- Уязвимость. Вы предполагаете возможные «удары», и, скорее всего, они произойдут;
- Тяжкий переход от одной стратегии к другой. Относительная «жесткость»;
Вывод
Чем больше у вас информации о конкурентах, тем лучше. Дополнительные источники информации позволяют более точно оценить их сильные и слабые стороны, а также определить, как лучше атаковать или защищаться от них.
Выделяйте достаточное количество ресурсов на каждый новый продукт или услугу. Даже при использовании оборонительной стратегии вы должны инвестировать в потенциальную прибыль и популярность.
Не бойтесь вносить изменения при необходимости. Гибкость вашей стратегии на разных уровнях бизнес-модели обеспечит вам «маневренность», даже если рынок будет нестабилен.
Оцените важность текущих инвестиций: если у вас есть четкое понимание того, что инвестиция станет пассивом, а не активом, то в кризисный период от нее лучше отказаться.
Будьте всегда в курсе рыночных событий, дабы успевать реагировать на все события. Меняйте свою стратегию и пользуйтесь услугами профессиональных маркетологов.
#маркетинг #стратегияпродвижения #бизнес #рекламавинтернете