Когда-то на данном канале мы разбирали «портрет генерал-майора Я.А. Потемкина в странном синем облачении. Сегодня у нас на повестке дня похожий случай. На одном из аукционных сайтов мне попалось вот такое произведение, поименованное «Портрет Дениса Давыдова». По аналогии с «портретом Потемкина», который я назвал «синим недоразумением», сегодняшний случай можно было бы озаглавить «зеленое чудо-юдо в кирасе».
Не будем комментировать художественные качества произведения. Замечу лишь, что, судя по подписи в описании лота, портрет создан, вопреки тому, что можно было бы подумать, настоящим художником театра, членом Союза художников СССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР. Рассмотрим отображенные на портрете исторические детали, то есть мундир и награды «Давыдова». Персонаж облачен в русскую вороненую кирасу, под которой носит зеленый мундир с красными воротником и обшлагами, украшенными золотыми петлицами, серые походные штаны с двухрядным лампасом, перчатки с крагами, присвоенные тяжелой кавалерии. Награды изображены в целом условно, но, по крайней мере, одну – Кульмский крест вполне можно узнать.
Но как? Почему? Каким образом Давыдов мог оказаться в столь странном наряде? В начале своей военной карьеры Давыдов служил в Кавалергардском полку, относившемся к тяжелой кавалерии, но на период его службы в части как раз пришлась отмена кирас в русской армии. Всю оставшуюся жизнь он не имел к тяжелой кавалерии никакого отношения, поэтому не мог носить кирасу (которые были позднее введены заново) и перчатки с крагами, оставшиеся со временем в употреблении только у кирасир. Да и колеты у русских кирасир были белого цвета, поэтому под кирасой они не могли носить нечто зеленое, изображенное на портрете. Персонаж портрета имеет аксельбант, а на эполетах вензеля императора (хотя и крайне странно прорисованные), что свидетельствует о флигель-адъютантском звании. Но Давыдов такового никогда не имел. Давыдов не участвовал в сражении при Кульме и не имел изображенного на портрете Кульмского креста.
На самом деле, художественного эффекта ради, я, конечно, преувеличил свое недоумение по поводу данного шедевра. В отличие от «синего Потемкина», где обнаружение оригинала потребовало пары минут времени, в данном случае «источник вдохновения» портретиста я узнал сразу.
Позвольте представить, флигель-адъютант, полковник Лейб-гвардии Конного полка Владимир Степанович Апраксин, запечатленный Н.С. Крыловым в 1829 г.
Будучи прапорщиком квартирмейстерской части, В.С. Апраксин участвовал в заграничных походах русской армии 1813-14 гг., в том числе в сражении при Кульме, за что удостоился Кульмского креста. Затем перешел в Лейб-гвардии Конный полк, в 1817 г. получил звание флигель-адъютанта. В 1833 г. умер от холеры.
От Апраксина «Давыдов» на аукционном портрете «унаследовал» почти все – позу, кирасу, награды, флигель-адъютантские отличия. Из собственного имущества у «аукционного Давыдова» только голова и зеленый цвет мундира. Четкого и логичного объяснения которому я так и не нашел. Может быть, мундир стал зеленым чтобы замаскировать тот факт, сколь многим «Давыдов» оказался обязанным В.С.Апраксину, носящему белый колет? Или, возможно, автор «аукционного портрета» смутно вспомнил, что зеленый цвет был распространен в русской армии (хотя отметим – преимущественно в пехоте и артиллерии)? Бог весть.
Признаюсь, у меня была еще одна гипотеза, откуда на портрете Давыдова мог появиться зеленый мундир под кирасой, но она не подтвердилась. Дело в том, что когда-то в журнале «Цейхгауз» вышла статья А. Кибовского о трофейных кирасах Псковского драгунского полка. В двух словах – в конце 1812 г. Псковский драгунский полк был переформирован в кирасирский и в рамках переобмундирования получил французские трофейные кирасирские и карабинерские кирасы. Некоторое время до полного переобмундирования полк носил эти кирасы поверх прежних драгунских зеленых мундиров. Упомянутая статья иллюстрировалась прекрасным рисунком И. Дзыся, изображающим офицера полка в таком «переходном облике».
Денис Давыдов к Псковскому полку отношения, конечно, не имел, ну так он не имел его и к Лейб-гвардии Конному полку, представитель которого Апраксин «одолжил» ему детали своего мундира. Так что можно было предполагать все, что угодно. Но нет – статья вышла в 2000 г., в то время как «портрет Давыдова» был создан еще в 1998 г. Ложный след. Так что зеленый цвет «подкирасного» портрета «Давыдова» остается плодом собственного творчества автора «аукционного» портрета.
Да, если вдруг кто заинтересовался возможностью приобретения эксклюзивного портрета Дениса Давыдова, могу дать ссылочку. И просят недорого – всего 5 тыс. руб.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.