Сначала несколько тезисов:
+ Средний курс с начала политики импортозамещения 66 руб/доллар
+ Курс рубля к теньге обычно держится на уровне 5,3-6,2, сейчас 8,55
+ Курс к юаню также как к доллару на максимумах с 2015 года, но пока в коридоре 8-12 руб/юань
+ Рубль находится на максимумах с 2015 года, но все еще в коридоре 50-80
+ Для экономики важен средний валютный курс за квартал/год. Так как цикл производства непрерывен и необходимо покупать запасы регулярно, то отдельные пики валютного курса мало влияют на экономику предприятия (если нет валютных кредитов).
+ Важно рассматривать динамику курса к нашим основным торговым партнерам (Китай, Европа, Казахстан). США не являются важным торговым партнером, но их валюта используется в расчетах со многими странами.
На текущий момент курс рубля находится на экстремальных уровнях, но все еще в границах коридора, сложившегося с начала активного импортозамещения. Технически - это повышает вероятность окончания укрепления рубля около этих отметок ~50 по доллару и ~8 по юаню. Евро можно не рассматривать отдельно от доллара, т.к. при падении Евро к 0,8 оно может быть значительно дешевле. С казахским теньге ситуация еще интереснее – у нас нет таможенной границы, значит неизбежно курс вернется к своему среднему значению, иначе это будет способствовать перестройке экономики Казахстана, который получит слишком значительное преимущество перед российскими компаниями.
Рубль укрепился на двух основных факторах:
1) Избыток валюты. По оценкам МинФина сейчас в России около 130 млрд. долл., которые не находят спроса на них. Ранее доллары покупали импортеры, чтобы купить станки в Европе (~50% нашего импорта), ЦБ, чтобы пополнить золотовалютные резервы и МинФин, чтобы создать Фонд Национального Благосостояния, а также физические лица для сбережений и покупки валютных инструментов. Так как ЗВР заморожены, ФНБ больше не наращиваем, станки нам не продают, а физики уже купили доллар по 120 или испытывают заморозку счетов, то покупать больше не кому. В 2014 году коммерческие банки скупали валюту, но сейчас ее некуда вложить. Банк, получив доллары, обязан выдать кредит, купить акции или облигации именно в долларах, а это сделать нельзя, поэтому банки тоже не готовы покупать.
2) Риск заморозки валюты. Швейцарский франк больше не торгуется на бирже, за доллар берут комиссию по счету, перевести валюту затруднительно и очень дорого (200 USD за транзакцию в одном крупном российском банке), блокирующие санкции могут быть введены в любой день. Доллар и Евро стали токсичными активами, сродни горячей картошке, которую все пытаются перекидывать друг другу. Велика ли ценность такой картошки?
Чтобы рубль перестал укрепляться должно что-то случиться с этими факторами. Отмена санкций нам пока не грозит (со времен Николая II их полностью ни разу не отменили). Выпуск нерезидентов из России до разморозки ЗВР тоже. Следовательно, необходимо нарастить спрос на валюту, но:
- население пока дедолларизируют, оно вынуждено продавать безналичные доллары по текущим ценам, чтобы не платить комиссии банкам и покупать доллары явно не будет;
- бюджетного правила пока нет, а если будет, то на основе валют стран BRICS
- возможна покупка через гос. агентства заводов/оборудования в странах ЮВА с расчетами долларами
- возможно нахождение лазеек через Казахстан и Турцию для ввоза, например, б/у транспортных средств
Все это медленно, поэтому я бы не ждал скачкообразного роста курса валют в России – это должна быть плавная тенденция возврата к среднему курсу за последние годы (возможно с короткими ускорениями), но откуда она начнется Вам не скажет никто. Нужно смотреть по факту (III-IV кварталы 2022 года). Пока у нас не было финальной капитуляции с криками и паникой как то было в феврале только в другую сторону, а наш ЦБ обязательно допустит панику… так уж у него получается.
Омский Политех | Кафедра "Экономика и организация труда"
#инвестиции #экономика #валюта #курсывалют #фондовыйрынок(биржи)