Сколько ни говори о разрушении Бреттон-Вудской системы и распаде мира на валютные зоны, а реальность не устает встречать нас при каждом походе в магазин. Особенно это касается цен на бытовую технику, электронику тому подобные импортные товары, либо те, которые имеют большое количество импортных деталей.
Нынешняя ситуация выглядит на первый выглядит парадоксальной. Курс рубля укрепляется до многолетних максимумов, чему способствует санкционная политика и действия (и бездействие) ЦБ.
Более подробно мы рассматривали их ранее. Вкратце, это отказ от регулирования валютного курса, а также меры, которые привели к ограничению кредитования, как потребителей, так и производителей.
При этом, мы должны почувствовать снижение цен на импортные товары: наша валюта стала дороже в разы, укрепившись даже по сравнению с началом года, не говоря уже о периоде паники в марте. Полагаю, уважаемый читатель согласится, что пока мы совершенно не наблюдаем такого.
Скорее, картина обратная. Чтобы не быть голословными, давайте проиллюстрируем нашу мысль наглядным примером.
Берем ноутбук популярной марки Макбук Эйр 2020 года с процессором М1 8GB RAM, 512GB SSD. На сайте популярного в США интернет-магазина Амазон с местоположением покупателя Нью-Йорк указана цена $1249.
У нас аналогичная модель (но с меньшим по объему жестким диском) стоит 102 900 рублей на Яндекс.Маркете. Курс ЦБ на 29.06.2022 52,97 рубля за доллар. Таким образом, цена этого ноутбука в России составит $1942!
Поздравляю всех приобретающих импортную технику: мы с вами настоящие богачи! Мне, кстати, продукция Эппл не по карману. Видимо, долго еще и останется.
Но речь не об этом. Речь о том, что реализовать подобное богатство мы возможности не имеем.
Причин несколько, но главной из них является пресловутое "нарушение цепочек поставок". Пока еще не налажен импорт, в том числе, параллельный.
Здесь есть проблема с грузоперевозками: крупнейшие мировые игроки не хотят работать с Россией. Вернее, для этого приходится искать обходные пути. Аналогичная история и с организацией расчетов: терять прибыль никто не хочет, как и попасть под вторичные санкций.
В тоже время, запасы, которые сейчас имеются на складах формировали по совершенно другому курсу, гораздо более высокому. В условиях неопределенности продавцы создавали запасы, чтобы обеспечить непрерывность бизнеса.
То есть, товары, которые доступны сейчас, закупались раньше по менее выгодному курсу, и продавать за меньшие деньги никто не хочет. А закупать сейчас дороже из-за проблем с доставкой. Дополнительные издержки перекладываются (сюрприз!) на нас с вами.
Если допустить укрепление еще совсем немного, рублей до 40, то многие из нас смогут обменять нынешнюю жилплощадь на квартиру или дом в любой стране мира, в которой этому не мешают санкции.
Однако, поставки и расчеты постепенно наладятся: огромная маржа на нашем рынке заманит сюда поставщиков из-за рубежа.
После этого естественным путем цены несколько просядут. Но здесь уже вступит в силу невидимая рука рынка. Рост потребления импорта внутри России приведет к снижению курса рубля.
Так, или иначе. Нынешний курс и остановка инвестиций внутри страны ставит под сомнение саму возможность развития российского производства. Но это уже совсем другая история.