В наше время засилья сериалов, когда актеры, не меняя выражения лица и интонации, играют героев и злодеев, начинаешь тосковать по старым добрым временам, когда можно было сразу заметить какого-нибудь актера или актрису даже в небольшой роли благодаря выразительной игре.
Чарльз Лоутон - как раз из таких актеров, кого нельзя было не заметить. Причем внешность у него была самая заурядная, большой, толстый человек с круглым лицом. Такому не дадут сыграть героя-любовника или какого-бы то ни было героя, например, героя войны. Зато перед ним открывается широкий спектр характерных ролей, если есть талант. А талант у Чарльза Лоутона был огромный, под стать его крупной фигуре.
Он родился в самом конце девятнадцатого столетия, в 1899 году в Англии, в графстве Йоркшир. Но успел поучаствовать в Первой Мировой войне, даже был отравлен, во время газовой атаки.
Увлекшись актерством и пройдя обучение в Королевской академии драматического искусства в Лондоне, он дебютировал в Театре Барнса в роли Осипа в «Ревизоре» Гоголя.
Он с равным успехом играл и на театральной сцене и в кино. Интересно было бы увидеть, каким он был Лопахиным в пьесе Чехова "Вишневый сад".
Уже в первой его роли в Голливуде, эксцентричного лорда Уильяма Портерхауза в фильме «The old dark house – Старый тёмный дом» 1932 года Лоутона заметили и предложили участвовать в фильме Александра Корда «The Private Life Of Henry VIII – Частная жизнь Генриха VIII» 1933 года.
Он сыграл короля Генриха VIII так, что, даже сам своенравный король был бы, наверное, не против. Лоутон просто перевоплотился в него, на несгибающихся ногах (король страдал от ожирения и болезни суставов) и с лицом, от которого не ждешь ничего хорошего.
За эту роль он получил «Оскара». А на Московском кинофестивале 1935 года он был назван лучшим актером.
Он мог быть первостатейным злодеем. Таков его сэр Хамфри Пенгаллан в фильме Альфреда Хичкока «Таверна «Ямайка» 1939 года. Или нацист Ивон Хааке в экранизации романа Ремарка «Триумфальная арка».
А мог быть трогательным и беззащитным, как его бродяга в новелле «Фараон и хорал» в фильме «Вождь краснокожих и другие» 1952 года по рассказам О.Генри или Чарльз Смит в «Сказках Манхеттена», сэр Саймон Кентервилль в «Кентервильском привидении».
Или эксцентричным чудаком, как его комиссар Мегре из фильма Берджесса Мередита 1950 года «Человек с Эйфелевой башни» по роману Сименона «Голова человека» (см. статью « Эйфелева башня и кино. Часть 2. Во власти тёмных сил»).
Или другой его герой, магнат Джонатан Рейнольдс в фильме «Всё началось с Евы». Этот музыкальный фильм с участием Дины Дурбин я смотрел, уже зная Чарльза Лоутона, как актера. Но я его не узнал и, только пересмотрев фильм и обратив внимание на титры, я понял, что играл он. Лоутон продемонстрировал в этой роли полное перевоплощение. Он стал ниже ростом, сутулясь, а свой пронзительный взгляд замаскировал, немного щурясь и опустив вниз густые брови.
Особняком стоит его роль Квазимодо в фильме «Горбун из Нотр-Дама», экранизации романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери».
А за роль жестокого капитана Уильяма Блая в фильме «Мятеж на «Баунти»Чарльз Лоутон был номинирован в 1936 году на второго «Оскара».
Попробовал он себя и как продюсер. Он основал кинокомпанию Mayflower Pictures Corporation, где выпустил три фильма, среди которых и «Переулок святого Мартина» с Вивьен Ли в главной роли и где он замечательно играет уличного артиста, помогающего главной героине стать актрисой.
Вошла в историю и единственная режиссерская работа Чарльза Лоутона «Ночь охотника» с Робертом Митчумом в роли убийцы, преследующего детей, чтобы присвоить деньги, украденные их отцом. Одни критики причисляли этот фильм к жанру «нуар», другие называли его «готической сказкой».
Со временем он вошел во всякие рейтинги. По версии Британского института кино он входит в список из 50 фильмов, которые надо обязательно посмотреть к 14 годам. А по версии Американского института киноискусства он числится в списке 100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет.
В его карьере проявлялась некая двойственность. Он был одновременно и английским и американским актером. С одинаковым успехом играл на театральной сцене и в кино. Убедительно играл положительных персонажей и мерзавцев. Проявил себя как продюсер и как режиссер. И даже его фамилия может произноситься двояко, как «Лоутон» и как «Лотон».
Но это, конечно, условности. Но что безусловно, так это огромный талант, который он имел и который сумел реализовать в таком многообразии. И Чарльз Лоутон по праву считается одним из самых великих актеров двадцатого века.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала
#кино #американскоекино #английскоекино #чарльз лоутон