Найти в Дзене
Павел Машкин

Уходящая натура, или полное изменение лица русской деревни

Немного этнографии – сколько-то лет назад, но не так много, ехал я на как-то по сельской местности и внезапно обратил внимание на революционное изменение образа российской деревни. Сайдинг и пластиковые окна – вот два всадника апокалипсиса, что мощно и безжалостно уничтожают сформировавшийся за столетия русский стиль. Нет, все понятно, прогресс не остановить, наверняка, пластиковые окна - это очень удобно и эффективно. Но невозможно не заметить, что на стене деревенской избы они смотрятся уродливо, дико и нагло, буквально сокрушая и сминая устоявшиеся пропорции. Вместе с пропорциями исчезают и традиционные украшения - наличники и ставни. Люди всегда стремились жить в красивых и удобных домах. Сейчас, то что оттачивалось веками, что пережило войны и нашествия, что радовало взор в праздники, утешало в горе, чем гордились хозяева – все это стремительно заменяется новыми отделочными материалами и в ближайшее время исчезнет. Лицо сельской России меняется бесповоротно. Не стоит, ребята, о песне тужить? Возможно. Но моему внутреннему этнографу захотелось зафиксировать уходящую натуру. И тут вспомнил я про село Холуй.

Оно – одно из красивейших в России, именно благодаря изобилию пышных и ярких наличников. Находится в самой что ни на есть глуши, на границе Ивановской и Владимирской областей, в стороне от дорог. Открыл я его для себя случайно, буквально проехав мимо. Да, оказалось, что даже в такую глушь можно попасть проездом. В 2004 году мы с кампанией друзей тряслись на арендованной «Газели» по дореволюционной мостовой, что соединяла город Ковров и село Холуй. Иногда каменная мостовая переходила в разбитую грунтовку. Трудно сказать, что хуже для самочувствия пассажиров и техники, но тащилась машина крайне медленно. Был ли на этой дороге когда-то веке асфальт, мне неизвестно, но в начале двадцать первого века его следов заметно не было. В Холуй мы въехали почти на закате. Низкое солнце било прямо в фасады домов и каждое, буквально каждое окно горделиво сияло прекрасным и свежеокрашенным наличником. Они сияли на стенах как нимбы. Разительный контраст глухой дороги и корневого народного искусства.

До темноты нам нужно было проехать еще сорок километров до реки Лух, собрать катамаран, свалить на нем подальше от жилья, дорог и людей, разбить ночной лагерь, поэтому останавливаться и фотографировать это барочное изобилие не стали. Двенадцать лет наличники села Холуй жили в моих воспоминаниях и неясных планах когда-нибудь специально к ним приехать. И вот сколько-то лет назад, увидев изобилие пластиковых окон, я понял, что на встречу с наличниками можно и не успеть. Годом позже я нашел несколько свободных дней и отправился в Холуй.

Село это очень необычное. По преданию его основали суздальские ремесленники, бежавшие в глухие места от монгольского нашествия. Его жители НИКОГДА не занимались сельским хозяйством. Несколько столетий они зарабатывали иконописью и росписью храмов по всей Руси, а после революции село стало одним из четырех российских центров лаковой миниатюры. Значительная часть жителей села – профессиональные художники во многих поколениях. Занятия живописью не могли не отразиться на внешнем облике домов.

Интересно, что жители Холуя умудряются сочетать пластик и традиционный наличник
Интересно, что жители Холуя умудряются сочетать пластик и традиционный наличник

И вот впечатления второго приезда, спустя 15 лет после мимолетного первого. Совпала ли реальность с воспоминаниями? И да, и нет. Первое впечатление – наличники сохранились, но многие из них выглядят не так ярко. Какие-то обвешали, да и целиком брошенных домов оказалось очень много. Возможно, красить их стали реже. Не знаю. Но, тем не менее, наличники все-таки есть, радуют глаз. Смотрите сами. И самое поразительное, что здесь наличники сочетаются с сайдингом и пластиком.

-3
-4
-5
-6

-7

-8
-9

Типичный ответ жителя деревни, когда я восхищался нарядностью окон: «Отец мой ставил, 50 лет назад. Подновить бы надо, да…». Ниже интересный образец нетипичного прорезного стиля. Как сказал хозяин: «Отец мой из-за Клязьмы привез».

-10

-11

Многообразие наличников невероятное, фотографировать можно их бесконечно, и я рискую утомить читателя. Но если будут пожелания, могу еще запостить в следующий раз. Ниже несколько видов Холуя.

-12

По весне Холуй заливает паводком, что вашу Венецию. Река поднимаемся на много метров.

-13

На некоторых улицах от дома к дому можно передвигаться только на лодке

-14

Здесь ссылка на поездку в Спас-Клепики, что и вдохновила вспомнить про Холуй.