При чтении стоит учитывать, что статья была написана летом 2014 года.
Нефть до н.э.
Газ и нефть люди стали использовать куда раньше, чем возникла нефтегазовая отрасль промышленности. Даже раньше, чем появилась сама промышленность. Ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры на берегах Евфрата использовались асфальт и битум. Тягучий, полужидкий битум просачивался сквозь трещины на поверхность. На месте современного Багдада, недалеко от Вавилона, располагался один из самых известных источников битума.
Горевшие в местах выхода попутного газа факелы имели сакральное значение для огнепоклонников. Битумный состав применялся для обеспечения водонепроницаемости одежды и корзин. Нефть применяли для бальзамирования, в качестве топлива и зажигательной смеси. Нефть была важной частью знаменитого византийского «греческого огня» (oleum incendarium). Нефть применяли в медицине: якобы она оказывала благотворное влияние на больные суставы, заживляла раны и т.п.
Латинское bitumen означало «горная смола», то есть нефть. Многие народы называют нефть «каменным маслом» – англичане (petroleum), французы (pétroléum), венгры (кооlаj), японцы (сэкию) и т.д. У некоторых, к примеру, у немцев, она называется «земляным маслом» (Еrdöl). Таким образом подчёркивается её происхождение и фактически подтверждается тот факт, что во многих регионах люди наблюдали выход нефти на поверхность. Нефть собиралась с помощью тряпок, конских хвостов, которые клали на образовывавшиеся лужи (либо нефтесодержащую воду), а затем выжимали в ёмкости. В наиболее богатых чёрным золотом регионах выкапывались нефтяные колодцы.
Достоверные археологические свидетельства говорят о том, что греки, поселившиеся в Крыму, были знакомы с нефтью. Поселенцы, прибывшие из Милета (на юго-западном побережье нынешней Турции) в VII до н.э. основали берегах нынешнего Керченского пролива (Боспора Киммерийского) город-государство Пантикапей (современная Керчь).
Пантикапейские греки обнаружили слой «земляного масла» – выходы на поверхность чёрного золота Чонгелекского месторождения (в районе современного села Приозёрное, у Керчи). Хотя точно не известно, когда многочисленные народы, жившие на полуострове, начали применять нефть, археологические материалы свидетельствуют о том, что греческие колонисты начали использовать крымскую нефть в IV-III веках до н.э. При раскопках городищ вблизи Керчи и в дельте Дона были найдены амфоры, в которых содержалась «чонгелекская» нефть. Невдалеке от Керчи располагается Тобечикское соленое озеро. Здесь также добывали нефть, используя желонки (длинные трубки с клапаном). Такой способ позволял добывать до 7 т в сутки.
Татары, поселившиеся в этих местах через 2 тысячи лет позже греков, также добывали местную нефть – распластав по поверхности лужи большой конский хвост. Нефть они продавали чумакам. Те смазывали ею колёса своих телег и пропитывали одежду.
Добыча
Планомерная работа по изучению углеводородных богатств Крыма началась уже в XVIII веке, после присоединения полуострова к России (в 1783 год). В 1823-1825 годах маркшейдер Г. Козин, искавший под Керчью нефть, угль и железную руду, выявил 6 естественных выходов нефти на поверхность.
Во второй половине XIX века в США, восточной Европе и на Кавказе началась промышленная добыча нефти. Первую нефть в Крыму промышленным способом добыли под Керчью в 1864 году из скважин глубиной 19 м. На основе местного сырья работал керосиновый завод, продукция которого направлялась для освещения города.
В 1866 году на Приозерной площади (где добывали нефть ещё пантикапейские греки) на глубине 116 м американцем Гоуэном была обнаружена нефтяная залежь. Производительность составила значительные по тем временам 70-100 т нефти в сутки.
С 1881 года интенсивную разведку недр Керченского полуострова проводило французское акционерное общество. Было пробурено значительное количество скважин на разных участках. Положительные результаты были получены на Приозерной, Слеваревской и Марьевской площадях. Некоторые скважины дали фонтанирующую нефть с дебитом до нескольких десятков тонн в сутки.
К геологоразведке на Керченской полуострове подключились также фирмы Нобеля, Прателя, Листа, Брюменкранца, Хуна и Раки. Всего до 1917 года в этой части Крыма разведка и добыча нефти проводилась на 13 площадях, было пробурено 182 скважины. Самый большой объём суточной добычи достигал 500 т. На мысе Еникале началось производство асфальта.
Поиск газа
Кризис российской нефтедобычи начала XX века, а затем Мировая война, революция и Гражданская война привели к частичной приостановке работ по освоению богатств крымских недр. Но с 1920-х годов вновь начались поисково-разведочные работы на нефть и газ на Керченском полуострове. В 1933 году был создан специализированный трест «Крымгазнефть». В его рамках была составлена первая геологическая карта Крыма. Хотя до Великой Отечественной трестом были получены положительные результаты на ряде площадей, но месторождений промышленного значения открыто не было. Пожалуй, к счастью, так как в 1942 году после продолжительного периода героической обороны полуостров всё-таки был захвачен немецко-фашистскими войсками.
После освобождения Крыма в 1944 году Народным комиссариатом нефтяной промышленности был воссоздан трест «Крымгазнефть», в марте 1946-го его переименовали в «Крымнефтегазразведка» и перевели из Старого Крыма в Феодосию. В октябре 1947 года трест перешёл в подчинение Министерства геологии СССР и снова был переименован – в «Крымнефтегеология». В октябре 1952 года тресту присвоили новое название «Крымнефтегазразведка». Таковым он и оставался вплоть до ноября 1954 года.
К этому моменту трест вёл поисково-разведочные работы в основном на Керченском полуострове. Но промышленных запасов углеводородов опять не удалось обнаружить. В марте 1954 года Керченский полуостров был признан малоперспективным, а поиски решили перенести на равнинный и предгорный Крым. Объемы поискового бурения резко возросли. В ноябре 1960 года было обнаружено первое в истории полуострова месторождение с промышленными запасами газа – на Задорненской площади (в Черноморском районе). Месторождение разрабатывалось с 1968 по 1983 годы. За это время здесь было добыто 925 млн куб. м газа.
Газификация
В 1963 году на базе экспедиции «Крымнефтегазразведка» был создан трест с тем же названием. В 1965-м специалисты разведали Глебовское месторождение (объемом запасов 4,6 млрд куб. м). В следующем году от него до Симферополя был проложен первый в Крыму газопровод (с отводами на Евпаторию и Саки). В 1967 году построен газопровод до Бахчисарая и Севастополя. В 1970 году к существующей системе газоснабжения подключено Джанкойское, а в 1976 году – Стрелковое газовые месторождения. В 1976 крымская сеть газопроводов была соединена с материковой газотранспортной системой.
Открытие месторождений в равнинном Крыму и Присивашье дало повод начать сейсмические исследования к концу 1960-х годов в этих акваториях в северо-западной части Черного моря и в Азовском море. В результате проведённых работ были выявлены несколько перспективных объектов, например, крупная Голицынская структура в Черном море. В сентябре 1970 года на Голицынском морском газовом месторождении началось бурение первой скважины. А в 1974-м году специалисты построили вторую платформу и начали бурение скважины проектной глубиной 4500 м на отложения нижнего мела. Затем пробурили наклонную скважину глубиной 750 м, при испытаниях которой в апреле 1975 года были получены промышленные притоки газа из трёх горизонтов с максимальным дебитом до 300 тыс. куб. м в сутки. Это было открытие первого газового месторождения в Черном море. Об этом было доложено в Москву.
«Черноморнефтегаз»
Союзный центр поспособствовал активизации ГРР на море и принял решение о создании специализированного предприятия. В 1978 году на базе крымских организаций и предприятий нефтегазового комплекса было создано производственное объединение «Черноморнефтегазпром», главной задачей которого стало ускоренное освоение углеводородного потенциала шельфа.
В последующие годы предприятие ввело в эксплуатацию первую самоподъемную плавучую буровую установку «Сиваш», обустроило Голицынское газоконденсатное месторождение, построило газопроводы-отводы Бахчисарай – Ялта и Ялта – Алушта (1979-1985 годы). Так как в Азовском море в зимнее время возникает проблема льдов, в 1981 году была построена первая ледостойкая платформа (на месторождении Стрелковое). В 1983 году предприятие завершило строительство первой нитки морского газопровода «Голицыно – берег» и приступило к добыче на Голицынском ГКМ. В том же году оно начало добычу нефти на Семеновском месторождении (на Керченском полуострове).
Также развивалось международное сотрудничество: в 1983 году «Черноморнефтегаз», как наиболее опытная в черноморском регионе компания по работе на шельфе, приступило к поисковому бурению на шельфе Болгарии. А в 1986-м крымские специалисты приняли участие в работе совместного советско-вьетнамского предприятия «ВьетСовпетро». Надо отметить, что многие выходцы из «Черноморнефтегаза» до сих пор работают на международных проектах (в том числе Вьетнамском), но уже в рамках газпромовских структур.
Как и многие крымские предприятия, при развале СССР «Черноморнефтегаз» оказался в правовом и материально-техническом поле независимой Украины. В 1998 году он был реорганизован в государственное акционерное общество «Черноморнефтегаз», а в 2011 году – в Публичное акционерное общество. 100% его акций оказалось в уставном фонде «Нафтогаза».
Независимость
За первые 19 лет независимости Украины предприятие построило всего 3 платформы и 101 км газопроводов. Финансирования для геологоразведки хронически не хватало. Кроме того, практически не пополнялся флот – за весь период был куплен всего один катер и одна буровая установка, которую закладывали еще при СССР. Надо отдать должное украинским газовикам, которые с 2011 года нашли средства на покупку двух высокотехнологичных самоподъемных плавучих буровых установок, 4 современных судов и специализированной трубоукладочной баржи. Правда, подавляющее большинство из 27 единиц технологического флота – это возрастные суда.
В целом же в начале текущего десятилетия ситуация начала исправляться с 2011 по 2013 годы «Черноморнефтегаз» построил в море 4 добывающих объекта (блок-кондуктора) и 113 км газопроводов. Это было неплохо на фоне предыдущего наплевательского отношения украинских властей к работе крымского предприятия, но ветшала старая добычная инфраструктура и ГТС, а также не была решена проблема недовложений в ГРР.
Тем не менее, в 2012 году предприятию удалось добыть 1,174 млрд куб. м природного газа, 62,8 тыс. т газового конденсата и 8,9 тыс. т нефти. «Черноморнефтегаз» ввёл в эксплуатацию Одесское газовое месторождение (150 км от западного побережья Крыма, подготовлено к глубокому бурению ещё в 1986 году). По итогам 2012 года «Черноморнефтегаз» стал крупнейшим налогоплательщиком в Крыму и Украине – 2,1 млрд гривен (около 262 млн долларов). Конечно, в условиях унитарного государства лишь небольшая часть этих средств оставалась в местном бюджете. Благодаря новым объектам, в 2013-м объём добычи достиг порядка 1,65 млрд куб. м газа.
Всего за 36 лет своей истории «Черноморнефтегаз» открыл в Крыму 17 месторождений нефти, газа и газового конденсата, построил более 1 тыс. км наземных и морских газопроводов, 18 морских добычных платформ и блок-кондукторов, а также Глебовское подземное хранилища газа (мощность 1 млрд куб. м с возможностью доведения до 3 млрд куб. м). К моменту перехода Крыма в состав Российской Федерации предприятие эксплуатировало 10 месторождений углеводородов (из них 7 на шельфе Черного и в акватории Азовского морей).
Крымская весна
В середине марта 2014 года «Черноморнефтегаз» был национализирован Республикой Крым. Теперь предприятие носит название Крымское республиканское предприятие «Черноморнефтегаз». Менее чем через месяц на него были наложены санкции. Правительство США постановило, что все активы «Черноморнефтегаза», подпадающие под юрисдикцию Штатов, будут заморожены, а американским компаниям и гражданам запрещается вести с предприятием дела. К счастью, беспощадность санкций компенсируется тем, что у «Черноморнефтегаза» нет «американских» активов, а США давно не является основным поставщиком техники и технологий для нефтегазовой отрасли.
Закономерно, что производственные показатели «Черноморнефтегаза» не пострадали. С 17 марта по 4 июня 2014 года предприятие добыло 369,2 млн куб. м газа, перевыполнив план на 2,5%. Среднесуточная добыча достигла порядка 5,5 млн куб. м, что в 2,5 раза больше летнего потребления в Крыму. К настоящему моменту предприятие закачало в ПХГ порядка 1 млрд куб. м газа. В капитальный и текущий ремонт добычной и газотранспортной инфраструктуры в 2014 году планируется вложить около 3 млрд рублей.
Предприятие ведёт планомерную модернизацию мощностей. По словам министра топлива и энергетики Республики Крым Сергея Колобова, для того, чтобы ежегодный прирост ресурсной базы опережал объем добычи в 1,5-2 раза, затраты на геологоразведку должны составлять не менее 900 млн рублей в год. В планах на текущий год – расширить газотранспортные мощности (Глебовка – Симферополь – Севастополь) и добыть порядка 2 млрд куб. м газа. Это примерно равно потребностям Крыма и Севастополя в голубом топливе.
PS. В последующие годы в эксплуатацию был введен газопровод Краснодарский край — Крым мощностью 4 млрд куб. м и две газовые электростанции (Таврическая ТЭС и Балаклавская ТЭС).