“Требуется молодой, амбициозный сотрудник с горящими глазами и опытом работы от 10 лет”. Встречали такие объявления?
Если говорить начистоту, то этих “рэмбо” в природе не существует. Такое невозможно лишь потому, что опыт нарабатывается годами. На рынке труда "водятся" либо молодые специалисты без серьезного опыта, либо уже бывалые, но не такие юные, плюс дорого себя оценивающие.
Попробуем разобраться, что выгоднее: вырастить крутого профи самим или сразу нанять сотрудника с необходимым опытом.
Аргумент № 1 - опыт и скорость погружения в процесс
Кандидаты, прошедшие огонь и воду, умелы. Они быстро принимают решения, опираясь на опыт и знания. Их не надо обучать и вводить в курс дела. Через неделю-две после найма они становятся полноценными участниками коллектива и работают в полную силу.
Такого не скажешь про новичков. Им нужно время, чтобы разобраться, как всё устроено, а иногда даже и наставник. В среднем на адаптацию кандидата без опыта компании тратят до полугода.
С этой точки зрения, опытный специалист выигрывает, ведь компании не надо тратить ресурсы на его обучение. Но давайте подумаем вот о чём: люди с обширным опытом сложнее воспринимают новое и адаптируются к другой корпоративной культуре. У них уже есть багаж, который они собрали в других компаниях.
Новичка же можно обучить “под себя”. Он впитает то, что вы ему скажете, и подстроится под обстоятельства. У вас появится шанс получить лояльного сотрудника.
Аргумент № 2 - стоимость труда
Здесь всё понятно: новичок скорее всего готов работать за скромную сумму ради опыта, а профессионал уже знает цену своим компетенциям, и она гораздо выше.
Учитывайте, что работник без опыта потратит на выполнение задачи в 2 раза больше времени, чем профессионал. А если учесть правки и повторную проверку, то будет ещё дольше. Тот, кто контролирует этот процесс, также оторвётся от своих рабочих обязанностей.
Время = деньги, поэтому здесь очко выигрывает профессионал.
Аргумент №3 - умение справляться со стрессом и критикой
Сотрудник с опытом побывал в разных ситуациях, в некоторых не один раз. У него уже есть алгоритм поведения при конфликте, стрессе. Он легко “разрулит” всё, что пошло не по плану.
Молодому сотруднику это пока не под силу. Он только нарабатывает этот навык. Поэтому стоит быть готовым к непрофессиональному поведению в сложных ситуациях.
Хотя, конечно, здесь многое зависит от личных качеств самого сотрудника. Бывает, что и в 40 лет человек остаётся инфантильным и ранится о критику.
Аргумент № 4 - умение быстро перестраиваться и генерировать свежие идеи
И мяч снова на стороне новичка. Да, у них нет опыта, но есть свежий взгляд, ясное сознание, чистый разум. Они мыслят нестандартно, смотрят на проблему под другим углом.
Опытные работники скорее всего уже подвержены стереотипам. Им легче сделать так, как они умеют, чем искать нестандартные пути. Зачем улучшать то, что итак хорошо работает?
Если позиция предполагает творческий и нестандартный образ мысли, то рекомендуем присмотреться к новичкам.
Аргумент №5 - заключительный - работоспособность и выносливость
Многие новички в погоне за опытом готовы усердно работать дополнительные часы. Они согласны задерживаться в офисе допоздна, уносить работу домой, брать задачи заболевшего коллеги.
Конечно, с возрастом работоспособность снижается. Но плюс настоящего профессионала в том, что он может грамотно распределить время и успеть всё сделать. Семья, дети и бытовые обязанности могут быть дополнительным стимулом: сейчас всё закончу и вовремя поеду домой.
Подытожим. Новички и профессионалы имеют свои плюсы и минусы, но в каждой ситуации лучше учитывать личные качества человека: готов ли он развиваться, открыт ли новому, ответственен ли. И конечно, исходите из обстоятельств. Насколько серьёзна позиция, на которую вы нанимаете кандидата? Важен ли нестандартный подход? Какую зарплату вы сможете платить специалисту? Есть ли в компании тот, кто готов обучать новичков?
Таким образом, однозначно решить дилемму “опытный или новичок” нельзя. Всё зависит от ваших целей и конкретной ситуации.
С заботой к Вашему делу, GotDev.