Успешность бизнеса зависит от способности руководителя использовать разные инструменты, повышающие его рентабельность и способность оставаться работающим в кризис. Одним из них является структурирование бизнеса — разделение задач и оптимизация процессов общего дела. Как это работает, когда применяется и на каких моделях осуществимо — рассмотрим далее.
Что такое организованный бизнес
Любое дело начинается с выверенного плана: идея → продукт → сбыт → прибыль → развитие. После того как схема освоена и бизнес на первом этапе становится предсказуемым и стабильным, встает вопрос об освоении новых площадок, форматов, оценке перспектив. Вот тогда и требуется тщательная организация и структурирование бизнес-процессов, которое поможет оценить сильные и слабые стороны, вовремя оптимизировать их. В числе задач организованного бизнеса — ключевые и второстепенные (вспомогательные). Первые включают:
- производство;
- сбыт;
- доход.
Вторые необходимы для достижения основных целей. Именно их придется оптимизировать — тестировать идеи, отказываться от неэффективных, сокращать производственные циклы, расходы и т. д. Это не несет абсолютного негативного смысла в понимании обывателей — сокращение штата, задержка или невыплата заработной платы и т. д. (хотя, безусловно, чем-то придется жертвовать), но всегда ведет к поиску лучшей модели бизнеса.
Пример: производство твердотопливных котлов. Расширение деятельности требует:
- поиска новых площадок сбыта;
- создания логистического отдела;
- сотрудничества с поставщиками лучшего сырья;
- смены оборудования для увеличения скорости выпуска котлов без потери качества;
- разработки выгодных предложений потребителям, которые не могут оплатить товар сразу;
- сотрудничества с банками, включая поиски кредитов на собственные нужды;
- применение инструментов маркетинга.
Следовательно, у предприятия возникнет нужда в создании параллельных отделов, которые возьмут на себя эти функции. Через определенный период оценивается их эффективность и оптимизируется деятельность.
Понятие организационной структурности бизнеса
Модель, формирующая иерархию внутри бизнеса — это организационная структурность. Она исключает хаос внутри компании — отделы взаимосвязаны, права и обязанности распределены, ответственность каждого влияет на исход дела. Структурность возникла со времен образования человеческих общин, когда люди поняли, что вне племени, в одиночку, выживать хуже. Более осознанно в плане менеджмента уже действовала Римская католическая церковь, где настоятели подчинялись епископам, а те, в свою очередь — Папе.
А что сейчас? Аналогично опыту древних, руководители понимают пользу построения многоветвевой структуры и делегирования полномочий для развития. В чем она заключается:
- Снижение затрат. Последующий анализ работы позволяет увидеть, где бюджет использовался неэффективно, чтобы не повторять ошибок в будущем.
- Повышение качества продукции и снижение производственного цикла за счет реорганизации производства. Модернизация оборудования, обучение кадров — все это ведет к привлекательности конечного продукта для потребителя и отсутствию дефицита.
- Сокращение раздутого штата. Некоторые отделы дублируют деятельность друг друга, соответственно, повторяя просчеты всей кампании.
- Нахождение принципиально новых идей для бизнеса, предлагаемых современным менеджментом.
- Дисциплина и развитие всего коллектива. Некоторые работники считают новые условия жесткими, но мягкого бизнеса не бывает в принципе — он лишь заставляет отдельно взятого члена компании учиться и извлекать пользу. Так рождаются профессионалы.
У структурности есть и минусы. Главный — такое предприятие уже не может считаться мелким бизнесом и поэтому в полной мере несет налоговое бремя. Однако, в зависимости от направления деятельности, у собственников также есть право на налоговые льготы. Второе — предстоят высокие расходы, следовательно, к делу (на руководящих должностях) изначально должна приступать команда профессионалов, а не начинающих специалистов. Времени на раскачку не будет.
Какие виды бизнес-моделей могут быть структурированными
Бизнес-модель — это единая схема развития организации, определяющая ее дальнейшую стратегию. В зависимости от эффективности, она может меняться, но лишь после тщательного анализа за отчетный период. Структуризация подойдет следующим бизнес-моделям:
- Посредничество. Компания не оказывает определенных услуг, а делегирует заказчиков своим клиентам, получая прибыль за установку контактов. Прибыль идет в «котел» на организационные нужды. Выгода очевидна — передать потребителя, получив деньги за рекомендацию и подкрепив свою репутацию надежного партнера.
- Комплектация. В этом случае выгода предприятия заключается в работе с компаниями, выпускающими близкие продукты или услуги.
- Дезинтермедиация. Простыми словами — работа с потребителем напрямую. Структурный маркетинг позволяет исключить многие звенья между продуктом и заказчиком.
- Обратный цикл. Оптимизация заключается в следующем — заказчик описывает свои «хотелки» и по ним создается продукт. Подобная бизнес-модель характерна для малых предприятий, агентств.
- От продукта к услуге. Суть схемы — получение необходимого результата без покупки основного продукта. Это всевозможная аренда, лизинг, каршеринг.
Бизнес-моделей масса. Лучше использовать те, что оправдали свою эффективность в течение нескольких лет, прежде чем приступать к созданию собственного тренда. Если же ваша компания только в начале интересного и трудного пути, тогда лучше использовать доступные маркетинговые инструменты для привлечения потока клиентов. Один из них — промо продукция для бизнеса. Всем удачи!
#бизнес #стратегия бизнеса #бизнес-модель #СТРУКТУРИРОВАНИЕ БИЗНЕСА