Одним из популярных инструментов оценки уровня культуры безопасности, является лестница культуры безопасности. Инструмент достаточно простой и даёт четкое понимание на каком этапе развития культуры безопасности компания находится на момент оценки. Самое сложное это дать честный ответ.
Лестница культуры безопасности описывает пять уровней культуры безопасности, где патологический уровень считается самым низким уровнем развития культуры безопасности. Ниже даны описания для каждого уровня (названия уровней в разной литературе может отличаться).
Также, я хочу обратить внимание на то, что развитие культуры безопасности происходит последовательно и, прежде чем начать что-либо внедрять, важно разобрать в существующих недочётах и пробелах (соотнести с соответствующем уровнем). В ином случае вся деятельность, направленная на развитие культуры безопасности, может оказаться потерей времени и ресурсов.
Патологический уровень
В компании считают, что причинами несчастных случаев являются сами работники. Компания внедряет только обязательные вещи, которые требуют государственные органы. На этом уровне большинство инструментов безопасности неэффективны или существуют формально, т.к. безопасность в производственном процессе рассматривается как препятствие для бизнеса.
Деятельности в области безопасности в компаниях с патологическим уровнем направлена прежде всего на то, чтобы избежать лишнего внимания со стороны государственных органов и не получить штрафные санкции.
Реактивный уровень
Компания считает безопасность важной, но также считает что большинство проблем находятся на уровне работников. Руководство компании, как правило, не видит ценности во внедрение проактивных практик безопасности.
Несчастные случаи в компаниях с реактивным уровнем имеют повторяющих характер, поскольку мероприятии направлены только на устранение непосредственных причин происшествия. Например, если неиспользование ремней безопасности определяется как одна из причин ДТП (по мнение руководства), то кампания будет фокусировать внимание только на применение сотрудниками ремней безопасности и считать что штрафные санкций являются самым эффективным способом борьбы с нарушителями. При этом, это не решает других проблем с безопасностью таких как контроль скорости, контроль усталости водителя, небезопасное поведение и т.п., что также может привести к ДТП.
Зависимый уровень
На данном уровне руководство компании осознает ценность систем управлении безопасностью и поощряет внедрение различных практик и инструментов по безопасности. Однако, при анализе показателей эффективности (KPI) внедряемых практик и инструментов, фокус внимание направлен на количественный показатель, а не качественный. Т.е., например, имеет значение сколько было обучено людей, но не каким образом.
Специалисты по ОТ рассматриваются в качестве движущей силы использования инструментов безопасности и несут основную ответственность за выполнение принципов безопасности. Проявление лидерства и вовлеченности руководства в вопросах безопасности в компаниях с зависимым уровнем практически отсутствует.
Независимый уровень
В компании считают безопасность фундаментальной величиной, а руководители на всех уровнях действительно заботятся о здоровье и безопасности сотрудников и подрядчиков на рабочих местах (с практической точки зрения).
В компаниях с независимым уровнем четко понимают что сбои в работе элементов системы управления безопасностью является корневой причиной любого происшествий.
Информация, связанная с потенциальными инцидентами (например, происшествия без последствий) и с фактическими инцидентами, используется для определения целевых показателей по безопасности.
Непрерывное совершенствование является четкой целью компании.
Взаимозависимым уровень
В компаниях со взаимозависимым уровнем высокая степень самостоятельности.
Предпочтительными являются те инструменты по безопасности, которые были выбраны путем анализа и согласования на всех уровнях управления. Обязательные инструменты могут быть контрпродуктивным, без доверия работников.
Рабочие чувствуют себя вправе решать вопросы по безопасности, а руководители обеспечивают необходимую поддержку.
Как можно догадаться, компаний со взаимосвязанным уровнем в мире не так много, но это достаточно крупные международные компании, о которых вы наверняка слышали.
Подписывайтесь, ставьте лайк в поддержку данного канала!