Найти в Дзене
Сад под Петербургом

Как я сегодня заказываю растения из Европы и зачем

Оглавление

Статья длинная, поэтому дам краткий анонс, о чем она:

  1. Почему я практически не покупаю лиственные и хвойные в отечественных садовых центрах
  2. В чем риски? Главные вопросы о покупке растений у дистрибьютора по предзаказу
  3. Как получить хорошие цены? Оптовый и розничный заказ
Наш сад в июне
Наш сад в июне

Мои постоянные читатели знают, что за редчайшим исключением все деревья и кустарники я беру напрямую из Европы через дистрибьютора Плантшип. Есть и другие дитрибьюторы и закупочные группы, работающие по похожей схеме, но я, как честный акын, буду петь о том, что хорошо знаю. А если у вас есть другой опыт - делитесь в комментариях.

Источник: 9111.ru
Источник: 9111.ru

Итак.

Почему напрямую из Европы и по предзаказу?

Тому есть несколько причин.

1. Доступ к 100% европейского сортового разнообразия

Часто мне нужны реально редкие сорта. Вот, например, можжевельник "Mother Lode" - он существенно светлее распространенного "Golden Capret", просто ни в какое сравнение не идет.

Сентябрь в нашем саду
Сентябрь в нашем саду

Или рододендрон Kali - самый темный среди сортов, имеющих перспективы на Северо-Западе

Наш сад 22 мая
Наш сад 22 мая

Или пестролистная береза "Shiloh Splash":

Наш сад в сентябре
Наш сад в сентябре

Подобные сорта очень редко включаются в ассортимент садовых центров. Почему? Потому что продавцы часто гонят вал, а на углубленное изучение и выбор самых новых и лучших вариантов у них не всегда есть желание и время.

"Хочу магнолию, как у тебя!" - говорят мои знакомые. Magnolia stellata "Rubra" в нашем саду в мае. Не самый частый сорт, даже в Европе мало у кого есть.
"Хочу магнолию, как у тебя!" - говорят мои знакомые. Magnolia stellata "Rubra" в нашем саду в мае. Не самый частый сорт, даже в Европе мало у кого есть.

Так что часто, прочитав на форумах о каком-то эксклюзивном или новом сорте, я могу взять его только в европейских питомниках.

2. Качество

Нужно сказать, что в момент разгрузки фур все растения, особенно объемные, выглядят не всегда сногсшибательно, потому что при фасовке в паллеты они могут сплющиваться под собственным весом.

Мой заказ собран на площадке Плантшипа. Обратите внимане на голубую ель "Bialobok"
Мой заказ собран на площадке Плантшипа. Обратите внимане на голубую ель "Bialobok"

Пройдет 2-3 дня - и они уже расправляются и прекрасны.

Она же в нашем саду в первые дни июня.
Она же в нашем саду в первые дни июня.

Но! На этом, собственно, все сложности заканчиваются. Потому что от перевозчика растение сразу из Европы попадает ко мне.

В случае с садовыми центрами, торгующими импортом, - к ним. И там оно стоит, стоит... Зимует. Уход на площадках садовых центров бывает очень разный, есть приличные организации, есть откровенно неприличные.

Мертвые пихты и можжевельники в одном из садовых центров в Ленобласти
Мертвые пихты и можжевельники в одном из садовых центров в Ленобласти

Они мало того, что перегревают, сушат, обжигают солнцем и переливают растения, так еще занимаются распространением грибков и паразитов.

Так что здесь нужно хорошо уметь отличать больное растение от здорового, чтобы не купить привлекательно выглядящий труп или того хуже - принести в свой сад источник заразы.

Этот рододендрон "Scarlet Wonder" мне когда-то принесли в подарок из ОБИ - он был весь усыпан паутинным клещом.  Было два куста - один спасти не удалось... Июнь в нашем саду.
Этот рододендрон "Scarlet Wonder" мне когда-то принесли в подарок из ОБИ - он был весь усыпан паутинным клещом. Было два куста - один спасти не удалось... Июнь в нашем саду.

Более того, существуют откровенно отстойные европейские поставщики посадочного материала: этакие "пылесосы". У них нет своего производства, они собирают мелкие растения по небольшим частным хозяйствам, ни о какой вменяемой системе контроля качества речь, естественно, не идет.

Источник: fixiki.ru
Источник: fixiki.ru

Пересорты, болячки, крошечная корневая в огромных горшках - типичная проблема "пылесосов". Зато они дают реально низкие цены!

Вот, например - от имени этого поставщика у моих знакомых, занимающихся оптовыми закупками растений, до сих пор начинает дергаться глаз:

Несколько лет назад от этого поставщика отказалось сразу несколько знакомых мне импортеров. Пересорты, недопоставки, несоответствие размеров, грибок - ну полный ассортимент проблем...
Несколько лет назад от этого поставщика отказалось сразу несколько знакомых мне импортеров. Пересорты, недопоставки, несоответствие размеров, грибок - ну полный ассортимент проблем...

Я к таким не пойду, да и Плантшип с ними в принципе не работает, а вот ряд раскрученных интернет-магазинов, по моим подозрениям, именно на поставках от подобных "пылесосов" и сидит.

С дистрибьюторами типа Плантшипа ты всегда знаешь, кто произвел твое растение, и чего от этого производителя ждать. "Hachmann"? Идеальное немецкое качество, прекрасная корневая, хорошо сформированный объем зеленой массы, специфические немецкие цены... "Moj Ogrod"? Слегка "переразогнанные" растения, требующие внимательной подготовки к зимовке, но здоровые, крупные и по замечательным польским ценам, и так далее. Выбор питомника - это мое решение и мои риски.

Мой заказ 2020 года: Rhododendron impeditum "Maggie". Два крупных сзади - питомник Хахманн, Германия, 5 л. 30-40 см по € 21,50. Мелкие впереди - Пуделек, Польша, 2 л. 20-30 см по €8,15. Сейчас, зная темпы роста сорта, я бы взяла только "немцев".
Мой заказ 2020 года: Rhododendron impeditum "Maggie". Два крупных сзади - питомник Хахманн, Германия, 5 л. 30-40 см по € 21,50. Мелкие впереди - Пуделек, Польша, 2 л. 20-30 см по €8,15. Сейчас, зная темпы роста сорта, я бы взяла только "немцев".

По просьбе моих читателей я буду периодически рассказывать о наиболее интересных европейских производителях, чтобы тем, которые планирует делать дистанционные заказы через дистрибьюторов, было понятно, на что надеяться и чего опасаться.

3. Цены

Раньше для мелкооптового покупателя, которым я являюсь, мой дистрибьютор Плантшип всегда давал реально вкусные цены. С 2022 года и логистика усложнилась, и себестоимость производства у европейцев существенно выросла, поэтому цены у Плантшипа увеличились тоже.

Но дело в том, что и садовые центры сталкиваются с теми же дополнительными издержками, поэтому я подозреваю, что мелкий опт в Плантшипе все равно будет существенно выгоднее, чем розница в садовых центрах.

На складе Плантшипа
На складе Плантшипа

Однако, надо учесть, что отечественное производство в сегодняшних условиях получает существенную фору. Поэтому тащить из Европы какие-то распространенные сорта с целью экономии сейчас явно будет абсолютно не выгодно.

Отечественный производитель Лесково не работает с розничным клиентом, поставляет свои растения садовым центрам.
Отечественный производитель Лесково не работает с розничным клиентом, поставляет свои растения садовым центрам.

Например:

  • многолетники, кроме редких и самых новых сортов,
  • легко черенкуемые и быстрорастущие лиственные: гортензии, дерены, пузыреплодники, спиреи, чубушники
  • распространенные и легко черенкуемые хвойные, типа какой-нибудь туи Брабант или старых сортов можжевельников

Эти растения однозначно стоит поискать и найти отечественные. Некоторые отзывы о производителях я публикую на своем сайте:

Отзывы о питомниках и поставщиках

Подчеркну еще раз: Плантшип - не дискаунтер. Он выбирает хороших производителей, выдвигает им серьезные требования по качеству, платит налоги и делает еще массу вещей, не способствующих минимизации цены. Но при всем при том, его оптовые цены на фоне других отечественных поставщиков я считаю неплохими.

Актуальные вопросы и риски при покупке растений по предзаказу

Так как я работаю с Плантшипом, то и писать буду про него. В принципе, аналогичные поставщики сталкиваются с аналогичными трудностями, так что в отношении многих из них эта информация тоже будет актуальной.

1. Где взять подробное описание растения?

Часто посетители сайта Плантшипа огорчаются, что на сайте есть только фото растения и не выложена информация о темпах роста, высоте растения во взрослом возрасте, его зимостойкости, агротехнических требованиях и т.д.

Вот такие карточки растений в розничном интернет-магазине Плантшипа
Вот такие карточки растений в розничном интернет-магазине Плантшипа

Это действительно так. Компания в течение многих лет работала исключительно с профессионалами (садовыми центрами и ландшафтными дизайнерами), а для таких клиентов выполнять монументальный труд по сбору детального описания сортов было не нужно.

Но где читать тем, кто не знает? Из русскоязычных ресурсов я бы обратила внимание на каталог отечественного дистрибьютора "Подворье" - они как раз серьезно ориентированы на розничного покупателя, поэтому много, подробно и в целом достаточно корректно пишут о характеристиках сортов.

-17

Чаще всего не позорится Оптхоз, иногда его уносит в необоснованный оптимизм в отношении морозостойкости, но нечасто и не больше чем на 1 зону.

Много корректных описаний и на сайте АППМ, но встречаются там и откровенно странные данные по зимостойкости и размеру.

Если же хочется обратиться к первоисточникам, то я рекомендую каталог Ассоциации польских питомников, каталоги производителей - Куровски, Калюжински, Чеплухи, Хахманна, Хавлиса.

У Хахманна - лучший в Европе каталог рододендронов с возможностью подбора по параметрам (высота, цвет, зимостойкость и т.д.)
У Хахманна - лучший в Европе каталог рододендронов с возможностью подбора по параметрам (высота, цвет, зимостойкость и т.д.)

По многолетникам можно посмотреть на каталоги Синицки и Витрофлоры, по древесным - Шмита и Ван ден Берка, по хвойным - каталог питомников Конечко и Ханутково, а также Американского общества любителей хвойных, но сейчас последний доступен только через tor или vpn.

2. Как Плантшип повезет растения из Голландии, Германии, Прибалтики и Польши сейчас, в условиях санкций?

Вероятно, так же, как вез все заказы, начиная с 2022 года. Деталей не знаю, но канал есть и он работает. Если не случится чего-то экстраординарного, то будет работать и дальше.

Источник: hunt-dogs.ru
Источник: hunt-dogs.ru

И надо сказать, что во всех перечисленных странах оказалась масса очень дружелюбных людей, которые от всей души помогают нашему дистрибьютору в работе и совсем, ну просто совершенно не хотят терять российские заказы.

Разгрузочная площадка Плантшипа в Петербурге, май 2024
Разгрузочная площадка Плантшипа в Петербурге, май 2024

По идеологическим соображениям отвалились только два поставщика из почти пятидесяти, зато присоединился десяток новых, так что пока все идет штатно.

3. Всегда ли Плантшип поставляет то, что обещал?

Нет, и это главная проблема всех предварительных заказов.

-21

Во-первых, мы имеем дело с живыми созданиями, особенно это важно при заказах на весну. Например, питомник думал, что перезимуют 100 сосен нужного сорта, принял заказ на 80, а из зимовки вышли 30...

Понятно, что их разберут заказчики из ближайших к питомнику городов, а нам достанутся соболезнования от производителя.

Тетенька хвастается, что прикупила хвойных у Эдвина Смитса, от которого я 2 года ждала нужную сосну, даже лично ему писала... Источник: houzz.com/discussions/1872433/this-summer-trip-to-edwin-smits-nursery
Тетенька хвастается, что прикупила хвойных у Эдвина Смитса, от которого я 2 года ждала нужную сосну, даже лично ему писала... Источник: houzz.com/discussions/1872433/this-summer-trip-to-edwin-smits-nursery

Особенно выражена конкуренция с европейскими покупателями за товар в весенних заказах. Осенью риск остаться без долгожданного растения ниже, но зато повышается риск неблагоприятной зимовки.

Во-вторых, заказ собирается Плантшипом по российским клиентам какое-то время и до момента его подтверждения производителем особенно редкие растения могут забрать другие дистрибьюторы - те, кто скомпоновал заказ раньше.

Мой заказ в питомнике Bor весной 2021: 4 отказа из 6 позиций!
Мой заказ в питомнике Bor весной 2021: 4 отказа из 6 позиций!

И третий момент: несмотря на "европейскость" партнеров Плантшипа, в операционном менеджменте у многих из них (кроме немцев) творится жуткий, невообразимый бардак.

От части поставщиков в связи с этим пришлось отказаться, но некоторые размножают настолько интересные и редкие сорта, что приходится терпеть их неорганизованность.

где-то тут должен быть мед...
где-то тут должен быть мед...

Пересказывать все истории с "Ой, а мы подумали pendula вместо prostrata" или "Ой, а мы поставили ваш клен не в ту зону отгрузки и кто-то его унес" бессмысленно. Но поверьте, иногда сотрудники Плантшипа в мучениях отрабатывают свою зарплату...

Что в итоге? Если нужный сорт можно купить у тех российских организаций, которые продают товары из наличия на собственной площадке и при этом вас устраивает качество и цена - значит, повезло!

Садовый центр "СПР", Петербург, лето 2022. Кустик стоит 22000руб.
Садовый центр "СПР", Петербург, лето 2022. Кустик стоит 22000руб.

А формируя предзаказ, нужно четко осознавать, что поставка не гарантирована.

Я либо заранее к этому готова и уже понимаю, как мой сад переживет сезон, если нужная сосна не приедет, либо делаю два заказа у разных поставщиков и готова получить и оплатить растения в двойном количестве, ибо знаю, куда потом пристрою лишнее.

Например, в рассадник
Например, в рассадник

Но критический момент в том, что за непоставленное Плантшип возвращает деньги гарантированно и оперативно. Без всей этой тягомотины, столь свойственной некоторым интернет-поставщикам, не будем поминать их всуе.

Некоторые интернет-магазины примерно так обрабатывают рекламации покупателей.
Некоторые интернет-магазины примерно так обрабатывают рекламации покупателей.

3. Было ли так, что из Европы приезжало мертвое растение?

Да, но эти риски мои поставщики берут на себя. В таком случае мне просто с извинениями возвращают деньги.

В этом апреле, например, в пути из-за непредвиденных задержек скончался 1 кипарисовик и 2 барбариса. Я их забрала, но реанимировать не удалось, так что их стоимость вычтена из моего счета.

Барбарис Тунберга "Ruby Star" в нашем саду в сентябре.
Барбарис Тунберга "Ruby Star" в нашем саду в сентябре.

4. Было ли так, что приезжал пересорт?

Да, слышала о таких прецедентах даже от самых уважаемых немецких производителей. Хотя, это бывает редко. Я сама сталкивалась с пересортом в европейских поставках только один раз с 2017 года.

Наш сад в июне. От Чеплухи приехал рододендрон под именем "Nabucco", но это однозначно был не он: Nabukko - винно-красный, а этот - ало-красный. Выкапывать и возвращать поставщику не стала.
Наш сад в июне. От Чеплухи приехал рододендрон под именем "Nabucco", но это однозначно был не он: Nabukko - винно-красный, а этот - ало-красный. Выкапывать и возвращать поставщику не стала.

Если несоответствие сорту явно видно в момент поступления (например, приехала зеленая елка вместо желтой), то Плантшип такое растение просто предложит клиенту не выдавать и вернуть деньги.

Если же проблема вылезает, к примеру, только через полгода в момент цветения - то тут возможны варианты в зависимости от степени вменяемости самого европейского производителя.

Этот рододендрон был куплен в ОБИ под именем Alexandra Red. Как видите, не red... 
В эту сеть за возвратом я даже не обращалась.
Этот рододендрон был куплен в ОБИ под именем Alexandra Red. Как видите, не red... В эту сеть за возвратом я даже не обращалась.

В любом случае Плантшип просит сохранять бирки от растений - без них никакие претензии питомнику в принципе предъявить не удастся.

И надо понимать, что в любом магазине или садовом центре мы, естественно, тоже никак не застрахованы от пересортов, если это нельзя проверить в момент покупки.

ОБИ - король пересортов! Это три сирени, купленные как "Красавица Москвы". Расцвели только через 2 года и естественно, никто никаких денег за неправильную фиолетовую сирень мне не вернул. Наш сад в июне.
ОБИ - король пересортов! Это три сирени, купленные как "Красавица Москвы". Расцвели только через 2 года и естественно, никто никаких денег за неправильную фиолетовую сирень мне не вернул. Наш сад в июне.

5. Было ли, что приезжало растение с признаками болезни?

Бывает, но я сама не сталкивалась. Мои поставщики общаются с питомниками лично, фото и видеоотчеты о посещении площадок регулярно выкладываются в группе Плантшипа во ВК. Так что контроль качества - настолько плотный, насколько это в принципе возможно с поставщиком из другой страны. Растения с выявленными значимыми проблемами клиентам не выдаются.

Один из фотоотчетов по питомнику Калюжински. Источник: vk.com/plantship
Один из фотоотчетов по питомнику Калюжински. Источник: vk.com/plantship

6. А корни Плантшип проверяет? Что, если корневая система окажется слишком маленькой, не соответствующей объему горшка, или поврежденной?

Нет, не проверяет - просто не имеет технической возможности, это же перевозчик, а не питомник-производитель. Но если нечто подобное выявится, можно связаться с Плантшипом, такие вопросы решаются индивидуально.

В каких горшках растения призжают от производителя - в таких и уезжают клиенту
В каких горшках растения призжают от производителя - в таких и уезжают клиенту

И естественно, все претензии по качеству, выявленные в момент посадки, стоит предъявлять оперативно: если, условно, пожаловаться на загнивание корневой через три недели после получения товара, то у поставщика могут возникнуть закономерные вопросы.

7. Если растение окажется ненадлежащего качества или сортности и Плантшип это признает, он сразу же заменит мне его на хорошее?

Нет, конечно - разве что через полгода, в рамках следующей поставки. Все, что дистрибюьтор везет в Россию, он везет под конкретного клиента, а излишки (так называемая "свободка") появляются крайне редко и по малому числу позиций.

Иногда ходишь по площадке - глаза разбегаются, так хочется еще что-нибудь утащить! Но не отдают, говорят - чужое, "уплочено"...
Иногда ходишь по площадке - глаза разбегаются, так хочется еще что-нибудь утащить! Но не отдают, говорят - чужое, "уплочено"...

Вариантов существует три: сумма уходит на депозит до следующего заказа; деньги возвращаются сразу; растение на замену высылается со следующей поставкой. Как договоритесь, так и будет.

Одна читательница сетовала на то, что склад Плантшипа далеко, возвращать растение с браком слишком сложно, да и в принципе не всем хочется сидеть с пустой посадочной ямой полгода до следующей поставки, иногда лучше пусть там хоть что-то, но растет.

Да, таковы издержки работы по системе предзаказа. Собственно, для этого я и пишу эту подробную статью: если подобные риски лично для вас неприемлемы - лучше воспользоваться другими каналами поставок.

Вот такая нимфея распустилась в моем саду вместо розовой. 
- Поменяйте! - позвонила я хозяину Белоостровского питомника.
- Не могу, - вздохнул он, - Вся партия - белые... Хотите, привозите ее обратно, верну деньги.
Хоть до питомника мне ехать 10 минут, но вытаскивать из пруда самую первую свою нимфею я пожалела. Так и цветет - мелкая, белая. Зато самая ранняя!
Вот такая нимфея распустилась в моем саду вместо розовой. - Поменяйте! - позвонила я хозяину Белоостровского питомника. - Не могу, - вздохнул он, - Вся партия - белые... Хотите, привозите ее обратно, верну деньги. Хоть до питомника мне ехать 10 минут, но вытаскивать из пруда самую первую свою нимфею я пожалела. Так и цветет - мелкая, белая. Зато самая ранняя!

8. Где получать растения?

Вот здесь не порадую. И питерская, и московская площадка находятся довольно далеко от метро в пригородных складских зонах.

-36

Места могут меняться, поэтому лучше запрашивать у Плантшипа схему проезда в ожидании конкретной поставки. Сейчас в Питере это Шушары, в Москве - Мытищи.

На площадке Плантшипа
На площадке Плантшипа

Для региональных клиентов возможна доставка транспортными компаниями, но компанию с функцией курьера и подготовки к транспортировке ищет сам клиент, он же сам оплачивает их услуги.

Плантшип готов помочь в упаковке и даже подарить лишние паллеты, если они есть, но полностью брать на себя обязательства по подготовке к перевозке в данные момент не может - ресурсов для этого нет. Поэтому нужен перевозчик типа СДЭК или ПЭК, который способен, приехав на площадку, сам все собрать и подготовить для отправки.

На складе Плантшипа
На складе Плантшипа

Понятно, что розничному клиенту это мало подходит. Поэтому московский филиал Плантшипа предоставляет отдельную платную услугу: упаковку растений для пересылки и доставку в отделение Почты России. В момент поступления заказов на склад все клиенты Плантшипа получают рассылку, там указывается телефон ответственного менеджера, все вопросы по рассылке по этому телефону можно будет уточнить.

Как получить мелкооптовые цены?

Выбрать минимальный объем заказа в одном питомнике.

Функция поиска интересующих растений в ассортименте Плантшипа есть в интернет-магазине shop.plantship.ru:

-39

А полные прайс-листы с потовыми ценами надо скачивать на оптовом сайте plantship.ru. Там же будет информация об объеме минимального заказа для интересующего вас конкретного питомника.

Например, я хочу купить листопадный рододендрон "Cannon's Double". Иду
в интернет-магазин, ищу свой "cannons":

-40

Потом смотрю, какие именно производители предлагают интересующий меня сорт. Для этого кликну по карточке товара и открою ее для подробного просмотра. Справа от названия появится логотип или название производителя:

-41

Если навести на логотип мышку, система подскажет имя питомника:

-42

Дальше идем на сайт оптового отдела Плантшипа plantship.ru и находим нужную карточку производителя:

-43

В карточке питомника есть ссылка прайс в экселе:

-44

Если у кого-то из производителей ссылки нет - значит, для этого сезона прайс пока не согласован.

Скачиваем файл, смотрим его в Экселе. Вот эта замечательная стрелочка:

-45

позволяет не пролистывать весь файл вручную, а найти нужное растение даже по части названия. В данном случае с "Сannon's Double" стоит набрать "cann", и система сама даст нужную подсказку:

-46

Оптовая цена на этот рододендрон летом 22 была 1697 руб. против розничных 2546 руб.

-47

Минималка в оптовом отделе Плантшипа умеренная - обычно около 25 000 - 30 000 руб. по поставщику. Для молодого сада, куда всего нужно много, или для группы хороших соседей, отправляющихся поохотиться в интернет вместе, такая планка может быть вполне достижимой.

Молодой Cannon's Double высажен на постоянное место
Молодой Cannon's Double высажен на постоянное место

Поэтому если питомник с нужным растением выбран, имеет смысл поговорить с друзьями и посмотреть, что есть у данного производителя еще интересного. Сейчас я буду делать заказы на весну и расскажу, что считаю наиболее "вкусным" у основных производителей.

А что делать с оптовым заказом, если минималка соблюдена?

Заполнить контактные данные, сохранить экселевский файл с нужными количествами растений и отправить его вложением по почте тому сотруднику Плантшипа, который работает с данным поставщиком. В данном примере это Оксана Филиппова:

-49

Адреса электронной почты даны на страничке "Контакты":

-50

На указанную в заказе почту Плантшип пришлет ссылку-платилку для внесения предоплаты через интернет-банк, а вторую часть надо будет оплачивать после того, как растение встанет в Европе на отгрузку.

Вот, в общем-то, и весь процесс заказа.

На складе Плантшипа
На складе Плантшипа

Ну и последний возможный вопрос:

− А какие лично вас, Ольга Михайловна, связывают отношения с Плантшипом?

Дружеские))

-52

С учетом того, что я пользуюсь этим каналом поставок с 2017 года и знаю множество людей, которые заказываются там же, я могу со спокойной душой рекомендовать своих друзей всем читателям. Но сотрудницей или владелицей компании я не являюсь, так что по всем вопросам лучше обращаться в Плантшип напрямую: по почте info@plantship.ruБ, на страничке ВК https://vk.com/plantship или в телеграме https://t.me/plantship.

Вот, все рассказала, что знаю. Смотрите, думайте, по сравнению с покупкой растения в садовом центре у дома, процесс точно не самый простой. Но что делать, если нужна та самая сосна, которую в нашу страну почти никто не возит?..

Pinus parviflora "Tanima-no-Yuki"  в моем саду в октябре
Pinus parviflora "Tanima-no-Yuki" в моем саду в октябре

Обновления: Отчет о поставке весной 2023 здесь, первая часть отчета о поставке весной 2024 здесь.

О растениях моего сада можно узнать больше на сайте spb-sad.ru

Сад под Петербургом

Там же много других полезных материалов, заходите, возможно, что-то пригодится.

С уважением, ваша Ольга

Растения нашего сада
Растения нашего сада