Карточки построены на основе текстов об истории фразеологизмов и включают в себя орфографический, синтаксический, пунктуационный, лексический, словообразовательный анализ. Можно использовать для обобщения в конце года или как подготовку к ОГЭ.
Карточка № 1
Прочитайте статью о происхождении фразеологизма «искать философский камень». Выполните задания.
1. Коротко перескажите статью своими словами.
2. Составьте с данным фразеологизмом предложение.
________________________________________________________________________________________
3. Объясните постановку двоеточий в предложениях 3, 5, 6.
________________________________________________________________________________________
4. Выпишите грамматические основы из предложения 2, объясните постановку тире в данном предложении.
____________________________________________________________________________
5. Выпишите номера предложений в соответствии с характеристиками их конструкций:
Бессоюзные сложные предложения: ___________
Простое предложение: ___________
Предложение с разными видами связи: ____________
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: ____________
6. Объясните правописание НН в словах:
современных (предложение 1) __________________________________________________________
подлинная (предложение 2) ____________________________________________________________
ценных (предложение 2) ______________________________________________________________
недрагоценные (предложение 3) ________________________________________________________
естественно (предложение 5) ___________________________________________________________
7. Каким способом образовано слово «безнадёжные» из предложения 5.
___________________________________________________________________________________
ИСКАТЬ ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ
(1)Средневековые алхимики были предшественниками современных химиков. (2)Но химия – подлинная наука, алхимия же была нагромождением представлений, в которых крупицы ценных знаний смешивались с легендами и вымыслом самым невероятным.(3) Больше всего алхимиков занимала задача: научиться превращать в золото разные недрагоценные вещества. (4)Считалось, что этого можно добиться, если будет найден некий воображаемый «философский камень».(5) Однако такого камня, естественно, найти никому не удалось, и самые слова «искать философский камень стали означать: гоняться за невозможным, тратить время на безнадёжные предприятия ради обогащения. (6)Есть и другой оттенок значения: пытаться найти универсальный ключ ко всяким сложным задачам.
Карточка № 2
Прочитайте статью о происхождении фразеологизма «гол как сокол». Выполните задания.
1. Коротко перескажите статью своими словами.
2. Составьте с данным фразеологизмом предложение.
________________________________________________________________________________________
3. Объясните постановку запятых в предложениях 2, 3.
Предложение 2: ____________________________________________________________________
Предложение 3: ____________________________________________________________________
4. Выпишите грамматические основы из предложения 1. Объясните постановку запятой в этом предложении.
_______________________________________________________________________
5. Выпишите номера предложений в соответствии с характеристиками их конструкций:
Простое предложение, осложненное обособленным распространенным определением: _________
Сложноподчиненное предложение: __________
Простое предложение: _________
Простое предложение, осложненное распространенным обособленным обстоятельством: _________
6. Объясните правописание НН в словах:
осаждённых (предложение 1) _________________________________________________________
окованное (предложение 2) ___________________________________________________________
чугунный (предложение 2) ___________________________________________________________
укрепленный (предложение 2) ________________________________________________________
7. Каким способом образовано слово «стенобитные» из предложения 1?
___________________________________________________________________________________
ГОЛ КАК СОКОЛ
(1)В старину для взятия осаждённых городов использовали стенобитные орудия, которые назывались сокол.
(2)Это было окованное железом бревно или чугунный брус, укреплённый на цепях. (3)Раскачивая его, ударяли по стенам и разрушали их. (4)Образное выражение «гол как сокол» означает «беден до последней крайности».
Карточка № 3
Прочитайте статью о происхождении фразеологизма «обобрать как липку». Выполните задания.
1. Коротко перескажите статью своими словами.
2. Составьте с данным фразеологизмом предложение.
_______________________________________________________________________________________
3. Объясните постановку тире в предложении 1. __________________________________________
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 4. Объясните, почему в этом предложении причастные обороты не обособляются.
_________________________________________________________________________________________
5. Выпишите номера предложений в соответствии с характеристиками их конструкций:
Простые предложения: ________
Простое предложение, осложнённое обособленным распространённым определением: ________
Простое предложение, осложнённое обособленным нераспространённым приложением: _______
6. Объясните правописание НН в словах:
Ободранных (предложение 3) _________________________________________________________
обречённых (предложение 3) _________________________________________________________
ограбленного (предложение 4) _________________________________________________________
7. Каким способом образовано слово «дочиста» из предложения 4?
___________________________________________________________________________________
ОБОБРАТЬ КАК ЛИПКУ
(1) На Руси основным материалом для изготовления лаптей и домашней утвари служила волокнистая часть коры молодых лип – лыко. (2)Её сдирали прямо со стоящих на корню деревьев. (3)По всем лесам торчали голые стволы ободранных лип, обречённых на вымирание.
(4)Образ этих деревьев приходил в голову при виде ограбленного дочиста и раздетого догола человека.
Карточка № 4
Прочитайте статью о происхождении фразеологизма «как аршин проглотил». Выполните задания.
1. Коротко перескажите статью своими словами.
2. Составьте с данным фразеологизмом предложение.
_____________________________________________________________________________________
3. Объясните постановку тире в предложении 2. __________________________________________
4. Выпишите грамматические основы из предложения 3. Объясните, почему в этом предложении между союзами НО и ЕСЛИ запятая не ставится.
______________________________________________________________________________
5. Выпишите номера предложений в соответствии с характеристиками их конструкций:
Простое предложение, осложнённое обособленным распространённым приложением: __________
Простое предложение: ____________
Сложное предложение с разными видами связи: ____________
Предложение с вводным словом: ____________
6. Объясните слитное и раздельное написание НЕ со словами:
не пытался (предложение 3) _________________________________________________________
неестественно (предложение 3) ______________________________________________________
неповорачивающейся (предложение 3) ________________________________________________
7. Каким способом образовано слово «металлическими» из предложения 2? __________________________________________________________________________________
КАК АРШИН ПРОГЛОТИЛ
(1)Турецкое слово «аршин» давно стало русским и означало меру длины, равную 16 вершкам, что составляет примерно 71 сантиметр. (2)Русские купцы и мастеровые в своём деле широко пользовались аршинами – металлическими или деревянными линейками такой же длины.(3)Проглотить такую линейку, конечно, никто не пытался, но если себе это представить, то перед вами стоял бы человек неестественно прямо с неповорачивающейся головой. (4)Именно это и имеется в виду в выражении «аршин проглотил».
Карточка № 5
Прочитайте статью о происхождении фразеологизма «как с гуся вода». Выполните задания.
1. Коротко перескажите статью своими словами.
2. Составьте с данным фразеологизмом предложение.
___________________________________________________________________________________
3. Почему в предложениях 1, 3, 4 перед словами «который» везде стоит запятая? ____________
________________________________________________________________________________
4. Выпишите грамматические основы из предложения 2.
_____________________________________________________________________________________
5. Выпишите номера предложений в соответствии с характеристиками их конструкций:
Сложноподчинённое предложение: __________
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными: _____________
Простое предложение: __________
6. Объясните слитное и раздельное написание НЕ со словами:
не пристаёт (предложения 2, 3) ______________________________________________________
не действуют (предложение 4) _______________________________________________________
неурядицы (предложение 4) _________________________________________________________
7. Каким способом образовано слово «оперению» из предложения 3?
__________________________________________________________
КАК С ГУСЯ ВОДА
(1)Оперение всех водоплавающих птиц покрыто особой жировой смазкой, которую выделяет специальная железа на спине у корня их хвоста. (2)Эта смазка, к которой не пристаёт вода, позволяет птицам спокойно плавать, а при выходе на берег быстро отряхиваться. (3)К такому оперению не пристаёт и грязь. (4)Это и породило в народе выражение «как с гуся вода», которое стали применять к людям, на которых не действуют жизненные неурядицы.
Файл для распечатки и ответы вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.