Вы же, наверное, слышали о том, что в 1903 году в Петербурге состоялся ТОТ самый костюмированный бал, на котором высшая знать империи была одета в дорогущие наряды «а-ля царствование Алексея Михайловича»?! Во многом мы помним именно об этом бале, потому что из дорогих костюмированных мероприятий он оказался последним в истории империи, а кроме того, оказался хорошо описан. Потому что к балу велась серьезная подготовка и все вот эти костюмы были настолько дорогими и интересными, что их посчитали необходимым запечатлеть на фотографиях. Если и не все, то многие.
Так вот потом … сделали игральные карты «Русский стиль». В общем-то да, на самом деле сделали. Но сначала вышел альбом ТОГО самого бала. Императрице Александре Фёдоровне пришла в голову гениальная мысль – издать альбом с участниками того самого бала в тех самых нарядах в благотворительных целях. Этот альбом сейчас, конечно, дорогущая библиографическая редкость. Но он оцифрованный есть в сети – в двух томах, желающие вполне могут ознакомиться.
Так вот это альбом был издан «В пользу русских воинов на Дальнем Востоке». Доходы от продаж альбома планировалось пустить на благотворительные цели – посылки для тех, кто воюет с Японией. Потому что Александра Фёдоровна в тот момент увлеченно руководила процессом благотворительности:
«….она была настоящей энтузиасткой благотворительности. Ей нравилось обдумывать новые проекты и претворять их в жизнь. Она была практичной и уделяла внимание каждой детали; ее планы были обширны, и во все она вносила нечто индивидуальное…»
Это я цитирую воспоминания её фрейлины Софьи Буксгевден. Почему нельзя было просто заложить какую-то сумму в бюджете – не спрашивайте, это, наверное, сложно. Скорее всего, потому что тут важен сам процесс. Я не спорю с самой идеей благотворительных акций, она очень правильная. Но вот как-то немного странно смотрятся все эти «сборы средств» со стороны тех людей, которые просто могут, не напрягаясь, потратить суммы, совершенно несопоставимые с тем, что в итоге соберется по этим акциям.
Идея с альбомом не то, чтобы получилась. Его, конечно, издали. Но по факту издание не окупилось. Тем не менее, мы все должны сказать спасибо Александре Фёдоровне за то, что в результате часть этих альбомов сохранилась.
Затем императрице пришла в голову идея издавать открытки. Точнее не открытки, а почтовые карточки или, как их тогда еще называли «открытые письма». Дело в том, что в начале XX века в России как раз случился их бум – потому что писем тогда писали много. И открытое письмо послать получалось дешевле. Ну а кроме того – открытки еще же и можно собирать. Например, купить красивые карточки с видами Петербурга или фотографии царской семьи. Не удивляйтесь – это реально пользовалось спросом. Озлобление на «немку» со стороны буквально всех начнется позднее.
Так вот открытки. Идея была такая, что выпускается тираж открыток, продается по увеличенной цене. И разница в стоимости между почтовым тарифом и ценой открытки идет на благотворительность.
Сначала Александра Федоровна предложила нарисовать изображения для открыток художнику Соломко, который до этого приложил руку к созданию костюмов для ТОГО самого бала 1903 года. Выглядела эта открытка вот так:
Так как за открытку была назначена цена 20 копеек, тема не зашла, так как это было реально дорого. Благотворительность – это, конечно, хорошо. Но по 20 копеек за почтовую карточку были готовы выложить далеко не все.
Потом издали открытки с рисунками военных в форме XVIII века, нарисованными ротмистром Р.В. Споре. Сам автор рисунков пытался продавать открытки по 15 копеек, в магазинах их продавали по 10 и 12 копеек. И после того как с этими открытками тоже получилось не все так, как хотелось, Александра Фёдоровна решила издать открытки с портретами августейшего семейства.
Это в целом была хорошая тема – открытки и карточки с царем и его семьей на самом деле покупали достаточно хорошо. Но тут была небольшая фишка – в 1900 году императорская семья дала привилегию на выпуск таких открыток издательству общины святой Евгении (в просторечии Красного креста) и, по закону официально такие открытки больше никто не мог выпускать. Даже Благотворительный Склад самой императрицы.
Впрочем, хозяин-барин – поэтому Александра Фёдоровна распорядилась, чтоб привилегию отобрали в пользу ее благотворительной организации. После чего напечатали открытки … которые потом продавали через киоски того самого издательства общины святой Евгении :) Так как по-другому распространять тираж не очень получалось. Эти открытки в основном пользовались спросом и расходились, поэтому даже делались допечатки тиражей.
Кстати, с этими открытками получился и производственный казус, который очень хорошо характеризует императрицу. Рассказала о нем все та же фрейлина Буксгевден:
«…Ее Величеству благоугодно было указать на медлительность, с коею Голике изготовлял открытые письма с изображением августейших детей их величеств и выразить предположение, не исполнил ли бы быстрее этот заказ Буассона и Эгглер. Вместе с тем ее величество изволила обратить внимание на то, что как в оригинале фотографии Б. и Э., так и в открытых письмах Голике, изображающих Государя императора вместе с наследником цесаревичем, левый глаз его величества слишком мал, а левое ухо его высочества слишком велико, на что обратить внимание Эгглера и Голике для исправления этих недостатков…»
И вот понимаете, с одной стороны эти глаз и ухо – вроде бы дотошность и внимание к деталям. А с другой – почему же вы Ваше Величество сразу не сказали, что вас в фотографии что-то не устраивало?
И сразу вспоминается другая история:
Со знаменитым портретом Николая II «в тужурке», написанном Серовым. Та, когда Александра Фёдоровна решила поучить художника, что он здесь нарисовал неправильно и тут тоже и вообще надо бы поправить. И на все эти придирки, а это были именно они, вспыливший Серов протянул Александре Фёдоровне кисти и мольберт и предложил самой рисовать далее. После чего императрица удалилась с гордо поднятой головой, а Серов закончив этот портрет категорически отказался в дальнейшем работать с царской семьей.
Вот эта мелочность под видом радения о делах – она и была одной из причин, по которой отношение к Александре Фёдоровне со стороны других людей портилось. И если бы это была только одна причина.
А так затея с благотворительными открытками, конечно, была хорошая. И результаты свои давала – несколько тысяч таким образом за несколько лет реально заработали. Заработок получился не то, чтобы большим. Но зато приобщили других к работе Благотворительного Склада Её Величества.
-----------
Пожалуйста, не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.