Найти в Дзене

Не князь и не Рюрикович. Версия о происхождении Игоря "Старого"

В одной из предыдущих статей я писал о том, был ли князь Игорь прозванный Старым (то есть древним) сыном легендарного Рюрика или это фальсификация. Теперь же мне хотелось бы поговорить об интересной версии, которая не только отрицает родство Игоря с Рюриком, но и его княжеское происхождение.

Итак. Во второй половине девятого века в Новгороде правил князь Рюрик. Захватывал окрестные земли, расставлял по ключевым местам своих людей, укреплял свою власть и копил богатство. А на юге между тем процветал славный город Киев, столица княжества полян. И по сравнению с ним владения Рюрика были жалким захолустьем, что вызывало в жадном варяге, злобу и зависть. Он бы очень хотел захватить Киев, да там правил князь Оскольд, славный воитель, имеющий сильную и многочисленную дружину, такой сам кого хочешь захватит, дай только повод. А потому Рюрику лишь оставалось издалека завидовать, да срывать злость на собственных подданных. Наследовавший ему Олег испытывал по отношению к Киеву те же чувства, но Вещему князю повезло, против Оскольда возник заговор. Дело в том, что киевский князь под конец жизни стал чудить, принял христианство. И все бы ничего, в те времена вера была личным делом каждого, но Оскольд решил крестить и своих подданных, с чем те были категорически не согласны. И вот часть бояр и старших дружинников решили, что князя надо менять. А на кого? Остановились на кандидатуре Олега. Убежденный язычник, зарекомендовал себя хорошим правителем, имеет силу, с соседними полянам племенами не связан. И вот в Новгород тайно отправились послы заговорщиков с интересным предложением. Олег ломаться не стал, собрал кого только можно и двинулся на юг.

Однако киевская знать вовсе не желала, чтобы ее место заняли приближенные Олега, как в Новгороде все важные места заняли люди Рюрика и хотела надежных гарантий, что подобного не случится. Вот тут то и появляется Игорь. Согласно рассматриваемой версии, у Олега есть дочь, которую зовут…правильно, Ольга. Игорь же сын одного из киевских бояр и став зятем Олега, он также становится его наследником, поскольку сыновей у князя Новгородского, а теперь и Киевского нет. Олег же породнившись с местной знатью, упрочивает свое положение. Вера осталась прежней, серьезных репрессий нет, Киев теперь Мать городов русских и править новой державой будет Игорь и его потомки, которые свои, полянские. Олег же теперь Великий князь, помимо прежних владений на севере, ему кроме Киева теперь подчиняются Смоленск и Любеч, а впереди покорение древлян, северян и радимичей. И всем этим будут править его потомки, пусть и по материнской линии. В общем все довольны, все ликуют.

Казалось бы, вполне обоснованная версия, в мировой истории такое происходило не раз и не два. А значит и в землях восточных славян, если и не произошло, то МОГЛО произойти нечто подобное.

Но именно в ЭТИХ землях подобного произойти не могло. В Древней Руси боярин мог многое. Он мог иметь богатство и влияние, владеть землями, быть воспитателем князя, советником, наместником. Бояре могли переходить от одного князя к другому, предать князя, выгнать его и позвать другого, могли даже убить. Одного боярину было не дано – стать самостоятельным правителем. Как я не раз уже упоминал, власть на Руси имела сакральное значение. Право на власть давалось человеку Высшими Силами и чтобы остальные были уверены в его праве, этот человек рождался в соответствующем роду. Личные качества правителя были на втором, князь в первую очередь должен был иметь «правильное» происхождение. Появление на престоле кого то иного, даже обладающего неимоверными талантами, означало нарушение Божественной Воли и грозило нешуточными последствиями, по крайней мере люди в это искренне верили.

За все время правления династии Рюриковичей известен лишь один случай, когда боярин пытался править самостоятельно. В 1212 году, в Галиче боярин Владислав провозгласил себя князем. Историки до сих пор не пришли к однозначному выводу, как понимать это событие и чем были мотивированы действия боярина, личными амбициями или политической ситуацией, которая в том регионе всегда была непростой. В любом случае для Владислава все закончилось плохо. Единственным человеком, управлявшим Русской державой и не имел соответствующего происхождения, был Борис Годунов. Кончилось, как мы знаем все очень печально и для самого Бориса и для его семьи и для страны в целом. Случившийся во время его правления сильнейший голод, был расценен подданными, как знак того, что «царь не настоящий». Начался период известный, как Смутное время, когда страна оказалась на краю гибели. В дальнейшем в русской истории было несколько десятков самозванцев, но все они выдавали себя за представителей правящей династии, либо Рюриковичей, либо Романовых, выступить под собственным именем никому в голову не пришло. И это 17-18 века, а мы говорим о веке 9-ом, временах языческих, когда буквально все, что люди делали, они совершали согласно законам и обычаям данными, в их понимании, Высшими Силами. Нарушителей же этих обычаев, жестоко карали, не дожидаясь вмешательства этих самых Сил, в не зависимости от занимаемого нарушителем положения.

Исходя из этого мы, можем понять, почему поляне так легко приняли власть Олега. Дело в том, что пришедший откуда-то издалека варяг был князем. И пусть он убил их правителя, подобное по понятиям того времени могло произойти не иначе, как по Воле Богов. Особенно в том случае если Оскольд действительно несколько тронулся умом, на религиозной почве и задумал насильно крестить подданных. В этом случае его смерть могли рассматривать, как Божью кару за отступничество, а Олег становился исполнителем Божественной Воли, что только укрепляло его положение.

-2

С другой стороны Игорь никак не мог быть представителем местной знати, поскольку в этом случае даже женившись на дочери Олега, стать его наследником не мог. Даже если бы нашлись среди киевских бояр способные на подобное кощунство, остальные бы этому воспротивились. Потомки Игоря так же не считались бы князьями, поскольку у славян, как и у большинства народов, род считали по отцу, подобных «князей» не признал бы ни один правитель, в первую очередь соседних народов.

Поэтому, не смотря на то, что версия не княжеского происхождения Игоря Старого, кажется на первый взгляд логичной и имеющей право на существование, она ошибочна. Это же касается, на мой взгляд и множества остальных теорий происхождения князя Игоря от кого угодно, только не от Рюрика. По моему мнению, существование этих версий обусловлено, в первую очередь тем, что их создатели полагают Рюрика скандинавом и пытаются исключить его из родоначальников правящей династии, дабы сделать ее «русской». Я же считаю данную проблему высосанной из пальца (или из какого другого места). Кем бы ни был Рюрик по национальность, хоть негром из тропической Африки, большой роли это не играет. Его потомки были РУССКИМИ по духу и мировоззрению. И считали Русскую державу родной землей. Вот это, на мой взгляд главное.

-3

Все изображения в статье взяты из открытых источников.