19,3K подписчиков

Любимое и последнее детище Леонардо да Винчи: Богородица с Младенцем и Святой Анной

552 прочитали

Любимое и последнее детище Леонардо да Винчи, которое он совершенствовал двадцать лет до самой смерти, это картина «Богородица с младенцем и святой Анной». Холст является частью экспозиции Лувра. По одной из версий происхождения он был заказан Людовиком XII для своей беременной жены Анны Бретонской, так как святая Анна была покровительницей новобрачных и беременных. Но работа так и не была закончена, много мест не доработаны, и она до конца дней автора оставалась в его мастерской.

Леонардо да Винчи. Источник: t1.gstatic.com
Леонардо да Винчи. Источник: t1.gstatic.com

Леонардо да Винчи начал работу над композицией в 1500 году и до 1519 постоянно с ней работал, пересматривая сюжет, добавляя новые детали. Изображение весьма символично, именно поэтому художник потратил столько времени на доработку. Суть в том, что сюжет картины запечатлел тот момент, в который Богородица узнает и принимает будущую тяжёлую судьбу своего сына. Сама Богородица сидит на руках своей матери святой Анны, олицетворяя связь поколений, а маленький Иисус обнимает ягненка, как символ своих будущих страданий, воплощающий жертвенное животное.

Леонардо да Винчи Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 1508-1510? Источник: wikipedia.org
Леонардо да Винчи Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом. 1508-1510? Источник: wikipedia.org

Здесь реализован весь талант великого мастера в изображении чувств. Сам Иисус, озорно улыбаясь, смотрит на мать и бабушку с вопросом, понимают ли они, что будет дальше. Причем бабушка знает и понимает, что его смерть является искуплением для всего мира. Святая Анна с заботой и восторгом наблюдает за своими наследниками.

На лице матери видна двусмысленность: с одной стороны, она как человек переживает за своего сына, желая защитить его, забрать от будущей судьбы, что проявляется на физическом плане, но, с другой стороны, она улыбается, душой понимая необходимость отпустить его. Поэтому Мария с любовью и заботой тянет руки к сыну, то ли пытаясь обнять его, то ли выпуская.

Эскиз головы Анны. Источник: wikipedia.org
Эскиз головы Анны. Источник: wikipedia.org

Вся картина отображает мир в достаточно ярких и радостных красках. При определенной доле меланхолии на лицах счастливые и удовлетворённые жизнью улыбки. Весь сюжет как-бы в движении.

Пейзаж создан с идеальным учётом перспективы, создавая у зрителя четкое ощущение наблюдения со стороны. Все элементы намекают на спокойствие, стабильность и надежду. В то же время между скалами можно увидеть потоки воды, что символизирует путь Христа, усеянный подводными камнями.

Лондонский картон — предположительно первая версия «Святой Анны». Источник: wikipedia.org
Лондонский картон — предположительно первая версия «Святой Анны». Источник: wikipedia.org

Мелкому восстановлению по фрагментам картина подвергалась и ранее, но в 2011-2012 годах была проведена реставрация, которая, как считают некоторые специалисты, нанесла значительный урон картине. Два члена комиссии даже вышли из ее состава в знак протеста. В результате очистки и обработки холст приобрел слишком яркие, если не сказать кислотные оттенки красок, что нетипично для Леонардо да Винчи. Многие считают, что реставрацию нужно было проводить менее кардинально.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!