180 лет назад, 14 ноября 1840 года, в Париже родился Оскар Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма. Как это и бывает обычно — сторонники нового отрицают старое. Представители этого направления выступали против прежних традиций классицизма и реализма, а взамен показывали конкретные моменты, их красоту и значимость.
Пристрастие к искусству у Моне сформировалось ещё в детстве. Будущий художник был вторым сыном бакалейщика Клода Огюста Моне и Луизы Жюстины. Когда ему было 5 лет, семья переехала в портовый город Гавр. Именно там он начал заниматься живописью: наполнил свои учебники эскизами на местных жителей, что сделало его небольшой местной знаменитостью.
В семье противоречиво относились к начинаниям мальчика. Его мать поддержала занятия сына, но отец хотел, чтобы тот стал бакалейщиком, продолжив его дело. Когда Луиза Жюстина умерла и отец было добился от сына отказа от карьеры художника, на помощь мальчику пришла тётя. При её поддержке он начал заниматься с Эженом Буденом, и вскоре нашел свою главную страсть — пейзажи. В 1859-м Моне уехал в Париж, где начал работать в студии вместе с другими бедными художниками. Чтобы больше узнать о живописи, молодой человек ходил на выставки и в галереи.
Но тут в его творческую биографию вмешалась армия. В 1861-м он оказался в кавалерийских войсках. Его направили во французскую колонию в Алжире, где преимущественно занимался тем, что участвовал в парадах и торжественным посещениям разных городов для демонстрации силы Франции. Творческому молодому человеку было и так непросто привыкнуть к такому быту, а его рост в 165 сантиметров лишал его даже этой небольшой активности: он весьма сильно страдал от скуки. Ситуация усугубилась, когда Моне заболел брюшным тифом.
Тётушка, забеспокоившаяся о состоянии Моне, согласились выкупить его из армии при условии, что тот пойдёт в художественную школу в Париже и изучать рисунок у серьёзных мастеров. К слову, отец был против отказа от армии. Молодой художник и правда поступил в мастерскую Глейра, но вскоре бросил её. Но эти пару лет многое дали ему: именно у Глейра сформировалась группа будущих великих художников-импрессионистов: Фредерик Базиль, Альфред Сислей и Пьер Огюст Ренуар.
Сам импрессионизм сильно изменил представление об искусстве. Новые художники хотели на холсте изобразить конкретный момент, который их впечатлил. Моне стал одним из основоположников нового течения и его олицетворением.
В немалой степени и возник этот термин благодаря Моне. Он с друзьями организовал выставку Отверженных, где выставил свою картину «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleillevant). Художественный критик Луи Леруа после выставки сказал, что «у них тут не живопись, а одни сплошные впечатления» (фр. impression — «впечатление). Но молодые художники не обиделись, а напротив — назло критику стали называть себя импрессионистами.
Моне очень любил именно рассветы и закаты, яркие и насыщенные краски. Он не применял чёрный цвет в своём творчестве. Чтобы добиться наибольшей правдоподобности, в любое время года он вставал вместе с солнцем и постоянно менял холсты на мольберте, чтобы фиксировать различные сцены в виде эскизов, которые заканчивал уже потом, на следующий день в этот же момент времени — чтобы поймать свет и все оттенки.
Подобный подход к работе порой влёк за собой определённые сложности. Моне мог одновременно работать над пятнадцатью картинами. Так, однажды художнику приглянулся стог сена на поле и он заплатил крестьянам, чтобы те его не убирали. В результате родилась целая серия: серый утренний стог, розовый шестичасовой стог, жёлтый полуденный, голубой послеобеденный, фиолетовый вечерний, красный предзакатный и ещё с десяток самых разных стогов. Для другой серии работ художнику удалось снять у местного портного комнату с видом прямо на Руанский собор. Все тридцать картин с изображением резного церковного фасада в разное время суток и при разных погодных условиях ушли к покупателям, едва на них успели высохнуть краски.
Чуть менее популярной, но во всей красе демонстрирующей развитие промышленной индустрии, серией был «Вокзал Сен-Лазар». Это был один из очень редких случаев, когда Моне вдохновлялся чем-то, кроме природы
Поместье в Живерни
Отдельное место в творчестве Моне занимает поместье в Живерни на берегу Сены. Художник разбил там прекрасный сад и всячески боролся за облагораживание местности: он добился строительства мостика и высадки кувшинок на местном пруду. Он даже столкнулся с сопротивлением со стороны местных жителей: некоторые решили, что странный художник хочет отравить воду!
Но и на этом история с усадьбой не закончилась. В какой-то момент над живописным уголком нависла угроза: прямо неподалёку от сада Моне захотели построить крахмальный заводик. Художник заплатил крупную сумму, только бы от строительства отказались. И, как оказалось, это было лучшее решение для властей — сейчас Живерни привлекает очень многих фанатов импрессионизма.
Безусловно, второй страстью Моне после живописи было садоводство. Он заказывал семена со всего мира, нанимал садовников на время своего отъезда. Вытянутый в длину пруд был усеян бутонами готовых вот-вот распуститься лилий, японский мостик был увит диковинными растениями, меж которых мелькал китайский остролист, глицинии и ирисы всех разновидностей
Старость
С возрастом многое становилось делать сложнее, но оставлять живопись Моне не собирался. Так, 80 с лишним лет его зрение заметно ухудшилось: он даже по ошибке использовал жёлтую краску вместо белой. Чтобы больше не допускать этого, Моне стал раскладывать краски в определённой очерёдности.
Сталкивался художник и с другими проблемами. Заядлый курильщик, он всё чаще сталкивался с приступами удушья. Моне жил как бы вопреки этим проблемам, продолжал творить и приглашать к себе в поместье гостей, показывая им картины и сад.
Приняв тот факт, что жить ему осталось недолго, Моне решил сжечь все картины и наброски, которые ему не нравились. Его тяготила опасность повторить судьбу Мане: продавцы и антиквары искали любое проявление творчества этого художника, даже неудачные эскизы. Моне же уже осознавал, что его имя тоже уже знают по всему свету, а потому хотел навязать свои правила для своего наследия.
Моне умер от рака легких 5 декабря 1926 года в возрасте 86 лет и похоронен на церковном кладбище в Живерни. Его дом и сад вместе с Музеем импрессионизма Живерни являются известными туристическими достопримечательностями. Сегодня розовый дом с зелёными ставнями в Живерни всё ещё существует и принимает гостей так же охотно, как это делал его бывший хозяин. Сад всё так же благоухает сотнями удивительных цветов, а с японского мостика всё так же можно любоваться нимфеями, молчаливо замёршими на перламутровой глади пруда.