Каждый день мы совершаем множество решений, отдавая предпочтение тем или иным товарам. Естественно, это заинтересовало философов и экономистов в своё время, поэтому сформировался ряд концептов и идей, которые активно используется в современном научном и корпоративном мире. В этой статье я хотел бы осветить самые известные из них.
Для начала стоит сказать, что в экономической теории для потребительского выбора выделяют ряд аксиом:
- Аксиома независимости выбора ( Потребитель не знает зависти и сострадания)
- Аксиома рациональности (Потребитель рационален, он знает, что принесёт ему больше полезности, выберет всегда такой набор, который принесёт ему наибольшую полезность)
- Аксиома упорядоченности (Предпочтения потребителя сформированы. Потребитель в полной мере способен сравнивать и классифицировать товары и услуги, цена игнорируется)
- Аксиома транзитивности ( Если для потребителя товар A лучше, чем товар B, а товар B лучше, чем товар C, то товар A лучше, чем товар C)
- Аксиома ненасыщенная (Потребитель всегда и везде предпочитает больше кол-во товара меньшему, полное насыщение потребностей исключается)
- Аксиома рефлективности (каждый набора благ должен быть не лучше и не хуже себя самого)
Определив для себя рамки, мы можем начать анализ потребительского поведения.
Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары с учетом их дохода и личных предпочтений. Очевидно, что потребитель приобретает товар ради его свойств и полезных качеств, которые называются полезностью.
Спрос
Начнём издалека. Так или иначе все сталкивались с этим термином. Концепция Спроса является ведущей в современной экономике, когда речь заходит про поведение потребителей, поэтому разберём для начала сам термин:
Спрос (англ. Demand) - это зависимость между ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Этот пост не про модель спроса, поэтому долго на ней останавливаться не будем. Возьмём самое важное для нас: "...покупатели могут и желают купить по строго определённой цене...".
Следовательно, для потребителя важны два основных фактора при принятии решений:
1.Бюджет
2.Полезность от самого блага
Разберём их по отдельности.
Бюджет
Что в данном контексте означает слово "может"? Всё просто, вопрос лишь один: хватит нам денег или нет. В экономике это называется бюджетным ограничением.
Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров
На графике бюджетное множество ( множество всех доступных наборов с финансовой точки зрения) отделяется бюджетной линией.
Бюджетная линия – отрезок прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода
Графический способ интерпретации доступен нам лишь при двух товарах, если товаров больше, то лучше записывать алгебраически:
р1*х1 + р2*х2 ≤ I , где
I - бюджет
p - цена n-ого товара
x - кол-во n-ого товара
Думаю, здесь нет ничего трудно, тут лишь математическая интерпретация простой логики: нельзя потратить больше денег, чем у нас есть на руках.
Главным для нас является анализ доступных наборов.
Доступными для потребителя наборами являются те, которые стоят не дороже I.
Хотелось бы упомянуть удобство бинарного анализа, ведь всегда можно взять какой-то товар за исходный (анализируемый нами), а за второй товар обозначить всё остальное (композитный товар). Тогда мы будим сравнивать товар с деньгами, а бюджетное ограничение замениться на такую формулу:
P*X + E ≤ I , где
P - цена анализируемого товара
X - кол-во анализируемого товара
E - количество денег
I - бюджет
Предпочтения и полезность
Теперь разберём слово "желает". Понятно, что мы как-то должны выразить полезность от товаров, но здесь существует две разные школы: Кардиналистская и Ординалистская.
Кардиналистская ( количественная) школа:
Главная идея школы заключается в измерении субъективной полезности, которую потребитель получает от потребления благ, в зависимости от их количества. В количественной теории полезности предполагается, что величина разности значений полезности для двух наборов благ имеет определенную значимость. Для измерения используют условную величину: Ютиль. Для анализа будет использовать две основных функции:
1. TU - (англ. Total Utility) общая полезность. Выражается суммой полезности от каждого потреблённого товара.
2.MU - (англ. Marginal Utility) предельная полезность. Полезность от каждой новой потребленной единицы.
Кардиналисты предполагают, что полезность от каждого набора можно посчитать. Два очень важных закона для этой школы вывел немецкий экономист Герман Гейнрих Госсен:
1. При росте кол-ва потребляемого товара предельная полезность от каждой новой единицы падает.
2. Оптимум потребителя достигается в тот момент, когда предельная полезность определенного товара, делённая на его цену, равна этому же соотношению с другими товарами.
В этом подходе всё отлично, если закрыть глаза на один нюанс: измерить полезность невозможно. Когда мы выбираем в магазине хлеб, формулы не летают у нас в голове. Тогда экономисты стали искать иной, более реалистичный подход, сохранив идеи кардиналистов. Так появилась Ординалистская школа.
Ординалистская школа
Аксиомы для этого подхода я уже перечислил в начале статьи. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, то есть оптимизация состава потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке. Здесь есть относительно сложная теория, которую я не хочу раскрывать в этой статье. Лучше ознакомиться с математикой самостоятельно в каком-нибудь учебнике, которых на просторах интернета очень много. О предпочтениях очень хорошо написано здесь: https://freakonomics.ru/text/Glava3
P.S. Очень важно критически воспринимать информацию в этой статье, так как экономика - не точная наука. Она тесно связано с обществом, которое отличается своей изменчивостью и разнообразием. Законы Госсена, к примеру, не всегда выполняются. MU курильщик растёт с каждой новой сигаретой, ведь привыкание усиливается. Всегда думайте своей головой.
Заключение
Теория потребительского выбора - очень обширная тема, которая развивается и по сей день. В этой статье я не разобрал MRS, виды благ, карту кривых безразличий и многое другое. Но ведь и цель здесь была иная: я стремлюсь показать красоту экономики, а учебники вы уже и сами сможете прочитать.
Литература для тех, кто заинтересовался:
https://kpfu.ru/docs/F528046950/tema.4.pdf
https://freakonomics.ru/text/Glava3