Найти тему

ПМЭФ-2022: главные итоги для транспортной отрасли

Оглавление

В Петербурге завершился международный экономический форум. Пока, пожалуй, самое важное для российского бизнеса мероприятие 2022 года. И не потому, что ПМЭФ в этом году юбилейный – XXV, а из-за того, в каких реалиях он прошел. Первое полугодие внесло в понимание будущего экономики России много неопределённости, и форум должен был расставить все точки над i - в каком направлении, как и вместе с кем она будет развиваться. В том числе и в сфере транспорта.

Случайно или нет, но ПМЭФ-2022 предшествовали или проходили параллельно другие знаковые события – совещания президента с Правительством, посвященные вопросам дорожного строительства и автомобильной промышленности. На первом – Владимиру Путину представили амбициозный план на 13 трлн рублей. На втором – глава государства поручил разработать новую стратегию развития автомобилестроения. Обе эти темы, естественно, были одними из главных на форуме.

Инфраструктура

В речи на пленарном заседании ПМЭФ Владимир Путин назвал опережающее развитие инфраструктуры – одним из главных принципов экономической политики России. Сейчас, по его словам, в стране активно формируются транспортные коридоры, что необходимо для решения логистических проблем.

«Увеличиваем пропускную способность железных дорог, перевалочные мощности портов в Арктике на восточном, южном, других направлениях, в том числе в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах, они станут важнейшим участком коридора «Север – Юг»,

– сказал президент.

В рамках этой работы на форуме, в частности, РЖД и ВТБ подписали соглашение о предоставлении кредита на модернизацию железнодорожной инфраструктуры на 630 млрд рублей.

Обсуждалось также строительство ж/д из Якутии до Магадана – нескольких тысяч километров путей, маршрут которых будет пролегать мимо огромных запасов полезных ископаемых. Предварительно проект оценивается в 1,6 трлн рублей. Дорого, но по своему транспортному потенциалу – это почти вторая Байкало-Амурская магистраль. Если он будет реализован, появится возможность доставлять ресурсы и наладить пассажирское сообщение в двух ключевых направлениях – в сторону Охотского моря и Северного Ледовитого океана.

Но все же главную роль в укреплении транспортных артерий Владимир Путин отвел масштабному плану по строительству и ремонту опорной сети федеральных и региональных автодорог, который стартует в следующем году. Он рассчитан на 2023–2027 годы, в течение которых в стране в нормативное состояние будет приведено 85% опорной сети (а это почти 138 тыс. километров федеральных и региональных путей) и построят 46 обходов городов и населенных пунктов. Среди крупных проектов: завершение строительства трассы М-12, расширение М-1, реконструкция М-2 и М-5. Работы также будут вестись по коридорам «Запад – Восток» и, безусловно, «Север – Юг». Реализация последнего поможет между собой страны Балтии с Индией через Иран и позволит в два и более раза снизить расстояния, а значит, и стоимость перевозок.

Еще один перспективный проект – «Меридиан». Изначально магистраль планировалась как связывающая Китай и Урал с Европой, однако теперь было решено перенаправить ее в страны Каспийского моря, в том числе Иран, рассказал на ПМЭФ глава «Автодора» Вячеслав Петушенко.

Реализовать такое громадное количество проектов помогут инфраструктурные бюджетные кредиты, которые выдаются по ставке 3% на 15 лет.

«Спрос на них оказался гораздо выше, чем мы изначально планировали»,

–подчеркнул Владимир Путин, добавив, что нельзя откладывать запуск проектов в регионах.

Еще один инструмент, который поможет в их реализации, – инфраструктурные облигации. В частности, на ПМЭФ «Автодор», Республика Татарстан и ДОМ.РФ, который является оператором этого механизма, договорились о финансировании строительства «дублера» обхода пос. Дербышки и платного Вознесенского тракта. Общая стоимость проектов составит 50,4 млрд рублей. Всего на форуме ДОМ.РФ подписал соглашения более чем на 200 млрд рублей в рамках инфраструктурных проектов, в том числе дорожная.

Автомобилестроение

Но, конечно, любая инфраструктура будет бессмысленна, если по ней не на чем будет ездить. Поэтому не менее активно на форуме обсуждались и перспективы развития транспорта.

В кулуарах форума глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о планах «Автоваза» нарастить ежегодное производство автомобилей до 800 тыс. к 2024 году. По словам министра, речь идет в том числе о производстве аутентичной российской платформы, которая ранее была заморожена в рамках партнерства с Renault. Также в ближайшее время завод планирует возобновить выпуск Lada Vesta и Largus, рассказал глава предприятия Максим Соколов.

Кроме того, до конца года, заверил Мантуров, на бывшем заводе Renault стартует производство автомобилей «Москвич». «Возможно, это будет гибридная либо электрическая версия», – добавил он. А в III квартале первые электромобили Evolute могут быть выпущены на липецком заводе компании «Моторинвест». Ранее с компанией подписали первый в стране специнвестконтракт (СПИК 2.0), инвестиции в проект составят порядка 13 млрд рублей.

Вообще теме электротранспорта на ПМЭФ было уделено особое внимание. Речь шла как о поддержке производства – власти, уточнил министр, согласовали компенсацию скидки на поставку данного вида продукции на2,6 млрд рублей в текущем году, так и о развитии.

На форуме стало известно, что в Санкт-Петербурге начнут производить современный подвижной состав для электричек. Соответствующее соглашение было заключено с «Трансмашхолдинг». Объем инвестиций в проект составит более 3 млрд рублей в течение 2023–2024 годов. На новой площадке будет создано около 1 000 новых рабочих мест.

Запустить российско-китайское производство электробусов договорились в Иркутской области.

Не обошлось на ПМЭФ и без премьер – и экологичный транспорт также оказался в приоритете. Например, был представлен первый отечественный электрогрузовик – EVM Pro. Его разработкой занималась компания «Электромобили Мануфэкчуринг рус». Производство машины хотят наладить в особой экономической зоне «Технополис Москва» в сентябре 2022 года. Всего планируется выпускать около тысячи грузовиков в год, в перспективе объем производства могут увеличить до 5 тыс.

Первый отечественный электрогрузовик – EVM Pro
Первый отечественный электрогрузовик – EVM Pro

А холдинг «Синара – Транспортные Машины» показал публике новейшую модель троллейбуса собственного производства – «Синара-6254». Он сможет автономно проезжать до 80 км — для этого смонтирована батарея емкостью 93,6 кВт*ч. А общая энергоэффективность новинки на 15% выше, чем у аналогов.

Троллейбус «Синара-6254»
Троллейбус «Синара-6254»

Опытный образец был собран на производственных мощностях предприятия «СТМ-Энергорешения», располагающегося в Санкт-Петербурге. На этой площадке до конца года планируется произвести установочную партию из 20 троллейбусов, которые будут эксплуатироваться в Челябинске. Объем инвестиций в первую партию оценивается в 1 млрд рублей. В дальнейшем производство транспортных средств СТМ будет организовано на производственных площадках Челябинского трубопрокатного завода, где уже сегодня ведутся активные работы по модернизации помещений и подготовке инфраструктуры.

Все это, безусловно, поможет достичь амбициозную цель, поставленную в Концепции по развитию электротранспорта в России до 2030 года. К этому времени каждое десятое новое транспортное средство должно использовать электропривод или водородные топливные элементы, а также должна быть создана необходимая для экологичных машин инфраструктура.

Авиа- и судостроение

Также в Санкт-Петербурге презентовали модернизированное скоростные речные пассажирские теплоходы на подводных крыльях«Метеор». Судно нового поколения рассчитано на 120 пассажиров, автономность плавания составляет 8 часов, скорость – до 75 км/ч, дальность хода - 600–700 км. Двигатель корабля разработан малошумным и экологичным.

Всего в России к 2035 году хотят построить более тысячи судов – не только «крылатых» кораблей. Для этого, в частности, Объединенная судостроительная корпорация создаст в Петербурге Центр серийного машиностроения и логистики, который будет обеспечивать отечественными комплектующими производственные мощности ОСК на Северо-Западе России. Планируемый объем инвестиций – не менее 20 млрд рублей.

Шла на ПМЭФ речь и о ситуации с другими видами транспорта. Например – о самолетах. Ориентиры на ближайшие годы также обозначил глава Минпромторга Денис Мантуров. По его словам, российские авиапредприятия готовы выпустить более тысячи самолетов до 2030 года в рамках комплексной программы развития авиационной отрасли.

В частности, планируется поставка:

· 142 SSJ-New (импортозамещенная версия SSJ-100),

· 270 МС-21-310,

· 70 Ил-114–300,

· 70 Ту-214,

· 12 Ил-96–300.

Кроме того, парки региональных перевозчиков пополнят самолеты «Ладога», Л-410, «Байкал». Также до 2030 года запланирована поставка 764 вертолетов. При этом основной упор сделан на вертолеты «Ансат» (201 единица) и Ми-8 (276 единиц) как на наиболее востребованные.

В условиях санкционных ограничений авиакомпании подтверждают, что такие объемы авиатехники будут в полной мере востребованы, заверил Мантуров. При этом выполнить поставленную цель будет возможно при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими аналогами и модернизации производств, уточнил он.

Главные сделки на этом направлении: создание Национального центра авиационного приборостроения, который займется разработкой и выпуском радиоэлектронного оборудования и приборов для кабин воздушных судов, и соглашение об импортозамещении иностранных двигателей для вертолетов в Петербурге. Общий объем инвестиций составит почти 40 млрд рублей.

Импортозамещение

Тема импортозамещения также оказалась одной из центральных на ПМЭФ. Оно и понятно в нынешних экономических условиях. Однако подход к ней, чувствовалось, был иной, чем раньше.

«Импортозамещение – это не панацея, не кардинальное решение. Если мы будем лишь повторять других, пытаться заменить пусть и самыми качественными копиями иностранные товары, то будем находиться в позиции постоянно догоняющих. А надо быть на шаг впереди, создавать собственные конкурентные технологии, товары и сервисы, которые способны стать новыми мировыми стандартами»,

– сказал Путин на пленарном заседании.

При этом глава государства подчеркнул, что производить все и вся «невозможно и не нужно».

«Однако нам необходимо обладать всеми критически важными технологиями, чтобы при необходимости в короткие сроки наладить собственное производство любой продукции»,

– констатировал он.

Судя по настроениям, царившим на форуме, так оно и будет. Уверенности вселяют и цифры: к 18 июня было подписано 691 соглашение на сумму 5,6 трлн рублей – не рекордный, но весомый показатель. Это подтверждает, что ресурсы для развития экономики России есть.