Найти в Дзене
Абзац

Доллар снова 30? Битва за рубль продолжается

Оглавление

Российская национальная валюта продолжает наращивать мускулы. Уже весь мир знает, что нет быстрее, выше, сильнее, чем наш рубль. Только для нас самих крепкий рубль становится проблемой. С высоких трибун ПМЭФ звучали заявления о том, что его нужно ослаблять. Можно ли это сделать или мы вновь увидим доллар по 30?

Фото: ТАСС / Юрий Машков / 2009 год Курс доллара превысил отметку в 30 рублей
Фото: ТАСС / Юрий Машков / 2009 год Курс доллара превысил отметку в 30 рублей

Позиция экспертов

На торгах среды доллар минимально стоил 52,8 рубля, евро – 55,01 рубля. Таких значений мы не видели с апреля 2015 года. Так какой же рубль нужен стране? Выясняя это, эксперты ломают копья. Одни хватаются за головы и говорят: «Всё пропало», другие считают, что лучшая стратегия – это убрать руки прочь от рубля.

«Если взять цифру курса в 30 за доллар, то практически никакой экспорт из России не будет прибыльным, – предупреждает главный экономист консалтинговой компании ПФ «Капитал» Евгений Надоршин. – При курсе 70-75 наш экспорт будет, условно, в $400-450 млрд, при курсе в 30-40 – $200-250 млрд – это две большие разницы. И эти разницы укладываются, грубо, в дополнительные 10% падения российского ВВП».

Финансист Александр Лосев считает укрепление рубля благом для российской экономики. Ну и что, что экспортёры пострадают, зато импортёрам и населению хорошо:

«Я считаю, пусть укрепляется, потому что задача сейчас стоит в том, чтобы провести реиндустриализацию страны. Для этого нам необходимо закупить материалы, комплектующие, оборудование за рубежом, пока нам продают. И сейчас уникальная возможность для этого. Кроме того, укрепление рубля снижает инфляцию. От этого выигрывает всё население страны, а не только группа заинтересованных экспортёров».

С этим мнением солидарен экономист Игорь Качалов. По его мнению, крепкий рубль буквально вынуждает российских предпринимателей обратить внимание на развитие экономики внутри страны вместо того, чтобы смотреть по сторонам, как раньше:

«Раз действительно рубль укрепляется, это то самое шило в одном месте, которое должно толкать наших экономистов развивать другие отрасли кроме экспорта. Давайте развивать производственную отрасль».

Позиция бизнеса

Предприниматель, совладелец корпорации «Технониколь» Игорь Рыбаков считает, что больше экономической целесообразности производить что-либо в России для того, чтобы отправлять на Запад, нет. На это указывают нынешние курсы валют.

Фото: Сергей Лантюхов / Абзац
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац
«Те, кто развивал свои предприятия для того, чтобы производить здесь и отправлять куда-то там в заморские края, всё, ребята, смиритесь с тем, что больше этого не будет, – заявил Рыбаков. – Политика островизации. Это означает работу для внутреннего рынка. И если нам потребитель говорит: дайте мне телевизор, значит, предприниматели, бизнесмены России должны пойти, сделать этот телевизор и поставить его».

По мнению предпринимателя, «островизация», с одной стороны, означает, что мы начнём производить товары для собственного рынка, что хорошо. Но с другой – рынок России маленький, что для бизнеса плохо.

«Производства получатся микроскопические, куцые, ну и не очень эффективные. Поэтому сегодня важно удержать баланс: сохранять значимый экспорт, получать нефтедоллары. Нам они пока нужны. Но также важно перестраивать свою экономику и растить внутренний рынок».

Нынешний курс рубля является объективным, но балансовый курс для российской экономики находится на уровне 65-70 рублей за доллар, считает президент банка «Открытие» Михаил Задорнов:

«Все никогда не могут быть довольны курсом. Экспортёрам выгоден как можно более низкий курс рубля. Для населения и импортёров интересен крепкий рубль. Ситуация сегодня сложилась в пользу импортёров, в пользу населения, в пользу тех, кто едет отдыхать, например в Турцию или Египет. Балансовый же курс для российской экономики находится где-то на уровне 65-70 рублей за доллар и примерно такого же курса евро».

Своё мнение относительно стоимости российского рубля имеет и глава Сбербанка Герман Греф:

«Скорее всего, бизнес решит проблемы логистики импорта, и к концу года, если темпы восстановления импорта будут такими, какими мы их себе представляем, курс будет между 70 и 75 рублями за доллар».

Позиция властей

Мнения российских чиновников финансово-экономического блока относительно крепости рубля также расходятся. Первый зампред правительства Андрей Белоусов считает, что оптимальным был бы курс 70-80 рублей за доллар:

Фото: Пресс-служба Совфеда / Андрей Белоусов
Фото: Пресс-служба Совфеда / Андрей Белоусов
«Рубль у нас переукреплён, 55-60 рублей за доллар – это слишком крепкий курс, тем более на фоне дефляции и высоких процентных ставок. Равновесным, комфортным для нашей промышленности является курс от 70 до 80 рублей за доллар».

Глава Минэкономразвития Максим Решетников назвал укрепляющийся рубль вызовом для российской экономики:

«Конечно, формируется вот этот новый пакет вызовов для экономики, в первую очередь крепкий рубль, который, конечно, чрезмерно укрепился. И он создаёт проблему и для наших экспортёров, и для импортёров».

Правительство Белоусова ищет способы заметно ослабить рубль, однако наталкивается на сопротивление главы Банка России Эльвиры Набиуллиной. Госпожа председатель ещё 17 июня говорила, что специально ослаблять рубль не нужно. А 20 июня её зам Алексей Заботкин подтвердил следование курсу, заявив о том, что таргетирование курса может привести к снижению эффективности проводимой экономической политики.

А есть ли рублю какое-то дело до чужого?

Эксперты, власти, бизнес могут думать что угодно о будущем российской национальной валюты, вот только у рубля, очевидно, свои планы: он укрепляется и, судя по всему, продолжит этот тренд.

Дело в первую очередь, конечно, в превышении экспорта над импортом, но не только в этом: сейчас идёт налоговый период – экспортёрам предстоит продать валюту примерно на $20 млрд, чтобы рассчитаться с бюджетом. Пока они это не сделают, рубль будет продолжать укрепляться.

Можно ли остановить «рублёвый шабаш»? Варианты есть, но все они не сказать что удачные:

Фото: Сергей Лантюхов / Абзац
Фото: Сергей Лантюхов / Абзац
  • Отменить расчёт с бюджетом экспортёров в рублях и рассчитываться в валюте. Сомнительная история, поскольку валюту некуда парковать, да и заморозить её могут наши западные «друзья».
  • Простимулировать крупных импортёров кредитами для того, чтобы они активно начали скупку валюты. Тоже вариант не очень, поскольку экспортёрам доллары и евро ни к чему, да и отрицательные ставки по валютным депозитам введут не сегодня завтра.
  • Простимулировать население активно скупать валюту. Тоже вряд ли: отрицательные ставки, комиссии за хранение валюты, да и денег у населения не так чтобы сильно много.
  • Начать Банку России через национальный клиринговый центр (НКЦ) или Газпромбанк активно скупать валюту у населения и экспортёров. Самый вероятный вариант, но, опять же, вопрос остаётся без ответа: куда ЦБ девать валюту?
  • Начать выкупать доллары или евро за юани. Однако юань сейчас ослабевает, и этот тренд, очевидно, продолжится, да и валюта эта не самая ликвидная, то есть быстро в неё большой объём вражеской наличности не загнать.

В общем, это всё меры достаточно нереалистичные и, самое главное, временные. По-настоящему ослабить курс российской национальной валюты может только кратный рост импортных поставок. Или, быть может, в самом деле пусть укрепляется? А экспортёров как-нибудь поддержим, не впервой.