Найти в Дзене
Ingate Group

Как найти «утечку» продаж

Оглавление

Евгений Семячкин, BI-аналитик Ingate, на примере сети онлайн-магазинов одежды рассказывает, как с помощью сквозной аналитики можно повысить эффективность вложений в маркетинг.

Входные данные

Клиент: мультирегиональный интернет-магазин одежды.

Особенности: большой поток заказов и множество этапов, через которые заказ проходит на «внутренней кухне» компании.

Проблематика: невозможность в полной мере оценить реальную эффективность маркетинга и его участие в продажах. Клиент не видит, какие конечные продажи принёс маркетинг и сколько прибыли получено. Мы знаем путь заказов лишь в онлайне, а что происходит потом — нет.

Задачи, которые предстояло решить

  1. Свести все данные в один инструмент, чтобы подрядчик и клиент могли видеть реальную эффективность вложений.
  2. Снизить ДРР до 32%.

Решение

  1. Собрать все данные изо всех источников в одном месте и наглядно их визуализировать в отчёте Power BI.
  2. Построить сквозную воронку, которая может показываться в разрезе любых нужных параметров: рекламные каналы, кампании, демография и география клиентов, причины отмены заказов и множество других, в зависимости от целей.

Как должна работать воронка: теория

Каждый потенциальный клиент проходит этапы воронки до финальной сделки или же «отваливается» на одном из них:

-2

Воронка сильно упрощена. Настоящая содержит больше этапов, и в каждой компании они могут отличаться

В Google Analytics и Яндекс.Метрике есть все нужные инструменты отслеживания от посещения сайта до лида. Но лид — это ещё не продажа, так как не все обращения в компанию завершаются сделкой. Путь лида внутри компании уже смотрим при помощи CRM.

-3

Имея две воронки, не связанные между собой, увидеть полный путь клиента не представляется возможным

Для того, чтобы понять картину в целом, нужно увидеть рентабельность каждого рекламного канала и кампании, их точки роста, проблемные этапы в воронке, причины этих проблем и ответить ещё на множество вопросов.

Как строилась работа: этапы

Подключение ко всем нужным источникам данных

У клиента была CRM, где сотрудники компании ведут заказы, настроены Google Analytics, Яндекс.Метрика, call-трекинг и email-трекинг. Основная проблема — необходимость доставать данные из каждого сервиса отдельно или синхронизировать сервисы между собой, что не всегда давало корректный результат, а потом искать между этими данными взаимосвязи вручную.

Чтобы учесть все показатели и этапы продаж, необходимо получить данные из систем статистики (Google Analytics и Яндекс.Метрики), рекламных кабинетов (Яндекс.Директ, реклама VK), CRM, call-трекинга, email-трекинга. И позаботиться об их ежедневном обновлении. Одна из целей BI-отчёта, который мы создали для клиента, является актуальность данных для оценки ситуации в любой момент времени.

-4

Настройка связей между таблицами

В каждом сервисе одни и те же поля могут называться по-разному. Чтобы избежать путаницы и додумываний, мы предпочли привести все ключевые поля к единому образцу.

Связи между разными таблицами должны быть по всем полям с параметрами, которые нас интересуют (кампании, каналы и так далее):

-5

Показана упрощённая схема связей таблиц для общего понимания методики (с меньшим количеством таблиц и полей). Основная мысль: соединить все таблицы по тем полям, которым нам нужны в визуализации

Визуализация воронки

В зависимости от поставленных KPI рекламы нужно получить недостающие показатели: ДРР, ROMI и так далее. Это делается также в Power BI путём новых полей с формулами. Цель клиента — снизить ДРР, так что будем оперировать именно им.

Также отдельное внимание нужно было уделить отменённым заказам, а именно — причинам отказа. С клиентом был оговорён формат заполнения причин отмены, чтобы их можно было легко кластеризовать: для этого был оговорён список ключевых слов, по которым будет автоматически определяться кластер причины, например, «объединён с другим заказом», «заказал по ошибке», «не устроила скорость доставки».

Развёрнутое описание причины отказа заполняется вручную, тем самым повышается значение человеческого фактора: важно было донести до менеджеров, что информация обязательно должна заполняться, причём вовремя и по определённому образцу.

Когда все данные, связи и показатели у нас собраны в одном проекте, можно приступить к визуализации сквозной воронки, которая теперь может включать в себя этапы как внутренней, так и внешней воронки:

-6

Воронка для оформления заказа через корзину. Другие виды заказа (быстрый заказ, заказ по телефону, через электронную почту) требуют построения отдельных воронок для каждой формы заказа

Что получили на выходе

Прозрачный и наглядный инструмент для аналитики рекламы готов. Теперь можно оценить эффективность всех каналов и кампаний, а также обозначить точки роста в узких местах воронки.

-7

Настройка нужных нам фильтров по полям позволяет понять эффективность каждого канала и кампании, работу сотрудников, выявить проблемы при обработке заказа путём фильтра по причинам отмены заказа, которые заполняются сотрудниками по образцу

Полученный отчёт помог выявить нам следующие точки роста:

  1. нашли наиболее и наименее эффективные рекламные кампании. Некоторые рекламные кампании скорректировали, некоторые отключили, перебросив бюджет в масштабирование топовых кампаний;
  2. нашли точки роста в отделе продаж клиента. Изучили причины отказов и заказы в разрезе ответственных сотрудников. Оказалось, что между подтверждением и оплатой заказа терялось ощутимое количество заказов.

Результаты

Общий ДРР по всей рекламе снизился на 7%.

Маркетологам с обеих сторон теперь доступен мощный и прозрачный инструмент сквозной аналитики, постоянно обновляемый и доступный в любое время, а не только в отчётную дату.