Найти в Дзене

Госпрограмма — инструмент, позволяющий, потратив средства, получить результат

Сегодня, на последнем перед летними каникулами заседании сессии Государственного Совета Республики Крым, парламентариям представят сводный доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ РК за 2021 год. Тема весьма объёмная, учитывая, что в прошлом году, после определённой оптимизации и объединения, таких программ у нас реализовывалось 32 — всеми министерствами и ведомствами, с участием всех составляющих бюджетной системы и внебюджетных средств.

Задача, поставленная перед ответственными исполнителями, предельно понятна: увязав планы с имеющимися финансовыми возможностями и выполнив прописанные мероприятия, получить «на выходе» необходимое количество школ, газопроводов, ФАПов — всего, что на данном этапе первостепенно для республики и её жителей. На заседании Комитета по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике под председательством Ольги Виноградовой сводный доклад представил заместитель министра экономического развития РК Олег Чибеляев, а в качестве содокладчиков выступили представитель Счётной палаты и руководители четырёх ведомств, чьи показатели эффективности по итогам прошлого года отстают от запланированных.

Комитет выслушал руководителей министерств, чьи показатели эффективности исполнения госпрограмм ниже плановых
Комитет выслушал руководителей министерств, чьи показатели эффективности исполнения госпрограмм ниже плановых

В целом в 2021 году освоение средств, предусмотренных госпрограммами, составило 95,8%. При этом 75% из общего числа фактически осуществлённых расходов пришлось на пять государственных программ: развития образования, здравоохранения, дорожного хозяйства, реформирования ЖКХ и социальной поддержки граждан. Уровень выполнения целевых показателей составил 81,8% (в 2020 году — 69%), в полном объёме реализовано 365 основных мероприятий из 398 запланированных.

При этом, как отметила Ольга Виноградова, тенденция прошлого года — при сокращении объёмов финансирования практически по всем бюджетам увеличились показатели исполнения. Что же касается министерств экологии и природных ресурсов; топлива и энергетики; ЖКХ и Минпромполитики, где отмечено отставание, проблема — в сокращении поступлений из внебюджетных источников. Сказался недостаток собственных средств предприятий, прописанных в программах: 2021 год был непрост для экономики республики, да и нынешний будет не легче, признаёт глава комитета. «Призываю все профильные министерства при планировании внебюджетных расходов более детально вникать в проблематику своих подведомственных структур, которые вы включаете во внебюджет, — подчеркнула О. Виноградова. — С другой стороны, может, стоит подумать, как помочь им бюджетными средствами, поддержать наши предприятия».

Заместитель главы комитета Ирина Ларионова, со своей стороны, обратила внимание на недопустимость внесения изменений в государственные программы в любое время на протяжении года. По её мнению, все корректировки должны быть обоснованы и осуществлены на основе оценки их эффективности — только такой подход позволит реализовать весь потенциал программно-целевых методов бюджетного планирования.

«Существующая возможность для ответственных исполнителей корректировать как объёмы финансирования, так и значения целевых показателей, приводит к тому, что общая оценка эффективности государственной программы становится формальной процедурой, — заявила парламентарий. — Считаю необходимым закрепить значения целевых показателей по подпрограммам и сделать невозможной их корректировку в течение финансового года».

Однако Ольга Виноградова считает запрет на корректировку программ нецелесообразным. «Программа — это публичный инструмент, образно и доступно обрисовывающий политику ведомства в своей отрасли, и эта политика может меняться. Существуют объективные причины для изменений — в виде увеличения либо снижения финансирования, переноса объекта. Важно понимать, что за сухими цифрами статистики стоят конкретные объекты, которые были введены в эксплуатацию либо, наоборот, остались недостроями», — пояснила свою позицию глава комитета. При этом для внесения изменений есть первые три месяца года, а корректировать планы в мае, июне или ноябре неправильно».

Важными документами, также обсуждавшимися членами бюджетного комитета, стали проекты поправок в Закон «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения на территории Республики Крым» и в статью 1 Закона РК «Об инвестиционном налоговом вычете».

-2

В первом случае речь идёт об установлении в 2022—2024 годах льготных условий налогообложения для организаций IТ-сферы, являющихся правообладателями программ для ЭВМ, включённых в единый реестр и имеющих государственную аккредитацию. «Упрощёнка» для компаний, работающих в условиях санкций, предполагает налоговую ставку в размере 1% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5% — если таковыми выступают доходы, уменьшенные на величину расходов. Решением комитета проект поддержан и рекомендован к рассмотрению сразу в двух чтениях на июньском заседании сессии.

А в закон «Об инвестиционном налоговом вычете» предлагаются изменения, по которым такая мера поддержки предоставляется налогоплательщикам, основным видом экономической деятельности которых является работа в сфере телекоммуникаций. Такой вычет позволит операторам связи сохранить инвестиции в эксплуатацию и модернизацию сетей. На сегодняшний день этим правом смогут воспользоваться 19 из 27 действующих в Крыму организаций данного профиля.

В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото автора