Сегодня, на последнем перед летними каникулами заседании сессии Государственного Совета Республики Крым, парламентариям представят сводный доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ РК за 2021 год. Тема весьма объёмная, учитывая, что в прошлом году, после определённой оптимизации и объединения, таких программ у нас реализовывалось 32 — всеми министерствами и ведомствами, с участием всех составляющих бюджетной системы и внебюджетных средств.
Задача, поставленная перед ответственными исполнителями, предельно понятна: увязав планы с имеющимися финансовыми возможностями и выполнив прописанные мероприятия, получить «на выходе» необходимое количество школ, газопроводов, ФАПов — всего, что на данном этапе первостепенно для республики и её жителей. На заседании Комитета по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике под председательством Ольги Виноградовой сводный доклад представил заместитель министра экономического развития РК Олег Чибеляев, а в качестве содокладчиков выступили представитель Счётной палаты и руководители четырёх ведомств, чьи показатели эффективности по итогам прошлого года отстают от запланированных.
В целом в 2021 году освоение средств, предусмотренных госпрограммами, составило 95,8%. При этом 75% из общего числа фактически осуществлённых расходов пришлось на пять государственных программ: развития образования, здравоохранения, дорожного хозяйства, реформирования ЖКХ и социальной поддержки граждан. Уровень выполнения целевых показателей составил 81,8% (в 2020 году — 69%), в полном объёме реализовано 365 основных мероприятий из 398 запланированных.
При этом, как отметила Ольга Виноградова, тенденция прошлого года — при сокращении объёмов финансирования практически по всем бюджетам увеличились показатели исполнения. Что же касается министерств экологии и природных ресурсов; топлива и энергетики; ЖКХ и Минпромполитики, где отмечено отставание, проблема — в сокращении поступлений из внебюджетных источников. Сказался недостаток собственных средств предприятий, прописанных в программах: 2021 год был непрост для экономики республики, да и нынешний будет не легче, признаёт глава комитета. «Призываю все профильные министерства при планировании внебюджетных расходов более детально вникать в проблематику своих подведомственных структур, которые вы включаете во внебюджет, — подчеркнула О. Виноградова. — С другой стороны, может, стоит подумать, как помочь им бюджетными средствами, поддержать наши предприятия».
Заместитель главы комитета Ирина Ларионова, со своей стороны, обратила внимание на недопустимость внесения изменений в государственные программы в любое время на протяжении года. По её мнению, все корректировки должны быть обоснованы и осуществлены на основе оценки их эффективности — только такой подход позволит реализовать весь потенциал программно-целевых методов бюджетного планирования.
«Существующая возможность для ответственных исполнителей корректировать как объёмы финансирования, так и значения целевых показателей, приводит к тому, что общая оценка эффективности государственной программы становится формальной процедурой, — заявила парламентарий. — Считаю необходимым закрепить значения целевых показателей по подпрограммам и сделать невозможной их корректировку в течение финансового года».
Однако Ольга Виноградова считает запрет на корректировку программ нецелесообразным. «Программа — это публичный инструмент, образно и доступно обрисовывающий политику ведомства в своей отрасли, и эта политика может меняться. Существуют объективные причины для изменений — в виде увеличения либо снижения финансирования, переноса объекта. Важно понимать, что за сухими цифрами статистики стоят конкретные объекты, которые были введены в эксплуатацию либо, наоборот, остались недостроями», — пояснила свою позицию глава комитета. При этом для внесения изменений есть первые три месяца года, а корректировать планы в мае, июне или ноябре неправильно».
Важными документами, также обсуждавшимися членами бюджетного комитета, стали проекты поправок в Закон «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения на территории Республики Крым» и в статью 1 Закона РК «Об инвестиционном налоговом вычете».
В первом случае речь идёт об установлении в 2022—2024 годах льготных условий налогообложения для организаций IТ-сферы, являющихся правообладателями программ для ЭВМ, включённых в единый реестр и имеющих государственную аккредитацию. «Упрощёнка» для компаний, работающих в условиях санкций, предполагает налоговую ставку в размере 1% в случае, если объектом налогообложения являются доходы, и в размере 5% — если таковыми выступают доходы, уменьшенные на величину расходов. Решением комитета проект поддержан и рекомендован к рассмотрению сразу в двух чтениях на июньском заседании сессии.
А в закон «Об инвестиционном налоговом вычете» предлагаются изменения, по которым такая мера поддержки предоставляется налогоплательщикам, основным видом экономической деятельности которых является работа в сфере телекоммуникаций. Такой вычет позволит операторам связи сохранить инвестиции в эксплуатацию и модернизацию сетей. На сегодняшний день этим правом смогут воспользоваться 19 из 27 действующих в Крыму организаций данного профиля.
В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото автора