Найти тему

Британская классическая литература. Как и зачем её изучать на уроках английского языка?

Классики британской литературы: Джонатан Свифт, Чарльз Диккенс, Шарлотта Бронте. Авторское фото
Классики британской литературы: Джонатан Свифт, Чарльз Диккенс, Шарлотта Бронте. Авторское фото

Изучение классической литературы позволяет лучше понять мир: по-другому взглянуть на обыденные вещи, усвоить актуальные во всё времена темы; а также она помогает выбрать правильный жизненный путь при опоре на усвоенные знания и избежать встречающихся на нём ошибок.

Авторы художественных произведений раскрывают свои мысли таким образом, что читатели могут глубоко откликнуться на действия и чувства героев, что ещё больше побуждает читателей сформировать своё мировоззрение и выстроить своё поведение в соответствие с верными выводами писателей. Часто эмоциональную сторону произведений авторам литературных трудов удаётся передать не только благодаря выдающемуся таланту, но и с помощью богатого жизненного опыта.

При изучении английского языка нужно изучать и британскую литературу ввиду её вышеописанной значимостью. Обратите внимание, к британской литературе относятся не только английские, но и северно-ирландские, шотландские и уэльские произведения. При овладении английским языком берётся именно британская (не канадская и не американская) литература, поскольку на территории Великобритании рассматриваемый язык впервые в истории стал широко распространённым.

Элементы британской литературы и описание жизни писателей можно встретить на страницах учебников к разным типам уроков английского языка.

Сегодня мы рассмотрим типы уроков, на которых учащиеся осваивают отрывок из некого произведения (даётся отрывок ввиду временной протяжённости урока) и рассуждают на его тему. Такие занятия направлены на появление интереса учеников к изучению британской литературы. Информация о британских авторах и их работах на других занятиях предлагается для решения других задач.

В качестве основы проведения рассматриваемых типов занятий возьмём части активно применяемым в системе школьного образования учебников "Spotlight" и "Starlight". В них указываются названия литературных трудов (названия отрывков не указываются, поскольку они не принадлежат к отдельным разделам произведений - главам). Перечисляю части от младших (неначальных) к старшим классам, в порядке увеличения номеров модулей (modules):

"Spotlight"

1) 6 класс. Module 5. Extensive Reading. Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье. Стр. 53

2) 7 класс. Module 2 d. Extensive Reading. Оскар Уайльд. Кентервильское приведение. Стр. 23

3) 10 класс. Module 2 d. Literature.

Эдит Несбит. Дети железной дороги. Стр. 34 - 35

4) 10 класс. Module 4 d. Literature. Артур Конан Дойл. Потерянный мир. Стр. 70 - 71

5) 10 класс. Module 6 d. Literature

Чарльз Диккенс. Оливер Твист. Стр. 108 - 109

6) 10 класс.Module 8 d. Literature. Герберт Уэллс. Машина времени. Стр. 146 - 147

7) 11 класс. Module 1 d. Literature. Оскар Уайльд. Преданный друг. Стр. 16 - 17

8) 11 класс. Module 2 d. Literature. Шарлотта Бронте. Джейн Эйр. Стр. 34 - 35

9) 11 класс. Module 3 d. Literature. Чарльз Диккенс. Большие надежды. Стр. 52 -53

10) 11 класс. Module 5 d. Literature. Томас Харди. Тэсс из рода Д'Эрбервиллей. Стр. 90 - 91

11) 11 класс. Module 7 d. Literature. Редьярд Киплинг. Если. Стр. 126 - 127

12) 11 класс. Module 8 d. Literature.Джонатан Свифт. Путешествия Гуливера. Стр. 144 - 145

"Starlight"

13) 10 класс. Module 2. Unit 2. Герберт Уэллс. Война миров. Стр. 60 - 61

14) 10 класс, Module 3. Unit 3.13. Джеймс Хилтон. Потерянный горизонт. Стр. 92 - 93

Мы также разберём характеристики упражнений в составе уроков, способствующих заинтересованности учеников к изучению британской литературы, оптимальные пособы проведения данных упражнений и включение связанной с ними дополнительной активности учащихся, необходимой для закрепления навыков и умений последних.

Особенности упражнений, прилагаемых к указанным типам занятий, мы рассмотрим в составе параметров: 1) биографии писателя; 2) языкового материала отрывка из его произведения; 3) идеи, представленная в отрывке произведения.

К параметрам следует переходить последовательно, потому что успешный разбор предыдущей составляющей способствует успешному выполнению последующей.

Следует также отметить, переход к усвоению языкового материала требует понимание всех событий, разворачивающихся в отрывке текста. Но умение анализировать содержание текста мы в данной работе не рассматриваем, потому что это умение предполагает одинаковую работу с любым типом текста, не только о классической британской литературе.

1. Биография писателя.

Изучение биографии помогает понять направленность литературной деятельности писателя, тематику его произведений, в том числе тему труда, из которого взят предлагаемый для анализа отрывок.

Задание к биографии включает вопросы на вышеперечисленные темы, которые нужно сначала устно обсудить, а затем проверить правильность ответов на них при просмотре данного очерка жизни писателя. Чтобы справиться со второй частью задания, нужно учитывать, что биография имеет чёткую структуру.

Она включает следующие сведения о писателе:

1) его имя и фамилию, годы жизни (крупным планом);

2) место рождения (город, страну; реже - графство, страну);

3) род деятельности (реже - описание событий из жизни автора, которые способствовали становлению его творчества);

4) список названий (иногда жанров) наиболее известных литературных трудов;

5) описание произведения, из которого взят отрывок для дальнейшего разбора последнего.

Знание последовательности элементов жизнеописания позволяет быстро их найти в тексте (при том, что биография представляется в кратком виде). Ещё быстрее и безошибочнее найти нужные сведения из очерка жизни писателя помогает знание устойчивых фраз данного типа текста - клише. (Смотрите их в схеме с примерами, под абзацем. К первому пункту они не предписываются, авторы учебников показывают информацию наглядно. Среди примеров встречаются сложные предложения, вторая часть которых не является клишированной, поэтому вместо неё ставится многоточие). Кроме того, регулярно пользуясь клише, ребята учатся правильно произносить предложения, содержащие искомые сведения.

Cliche to a biography - Клише к биографии

The place of birth - Место рождения

was born in + city (town) / country / county

was born in Dublin, Ireland (J. Swift) - родился в Дублине, в Ирландии (Дж. Свифт)

was born in Bombay, India (R. Kipling) - родился в Бомбее, в Индии (Р. Киплинг)

was born in Dorcet, England (T. Hardy) - родился в Дорсете, в Англии (Т. Харди)

The type of activity - Род деятельности

He / She was + writing activities' agent - Он / Она был / была кем? (исполнитель действия)

He was a playwright, essay and short story writer (O. Wilde) - Он был драматургом, автором эссе и новелл (О. Уайльд)

He was an English novelist, journalist, sociologist and historian ( H. G. Wells) - Он был английским романистом, журналистом, социологом и историком (Г. Дж. Уэллс)

He was a gifted poet and novelist (T. Hardy) - Он был талантливым поэтом и романистом (Т. Харди)

The list of the most known works (genres of works) - Список наиболее известных произведений (жанров произведений)

His / her / author's works include - Его / её / авторские произведения включают

He / she wrote many works, including - Он / она написал / написала много работ, включая

Some of Charles Dickens' most well-known and loved novels include "Oliver Twist" (1839), "David Copperfield" (1850) and "A tale of Two Cities" (1859). - Некоторые из наиболее известных и любимых романов Чарльза Диккенса - «Оливер Твист» (1839), Дэвид Копперфилд» (1850) и «Повесть о двух городах» (1859).

Her well-known stories include "Five Children

and It" (1902) and "The Phoenix and the Carpet" (1904) - Её известные истории включают «Пять детей и Оно» (1902) и «Феникс и ковёр» (1904).

He wrote many poems and short stories including Mandalg (1890) and Gunga Din (1892) (R. Kipling) - Он написал много стихов и рассказов в том числе «Мандалай» (1890) и «Ганга Дин» (1892).

The description of the work from which was taken an abstract you need to study - Описание произведения, из которого был взят отрывок

The work / novel / story / it is about... - произведении / романе / истории / нём речь идёт о / об

The novel is about the adventures of a middle class Edvardian family near a railway station... (E. Nesbit. "The Railway Children") - В романе речь идёт о путешествиях эдвардианской семьи среднего класса, живущей рядом с железнодорожной станцией... (Э. Несбит. «Дети железной дороги»).

"Oliver Twist" is about a boy born in a workhouse for the poor (Ch. Dickens) - В «Оливере Твисте» речь идёт о мальчике, рождённом в работном доме для бедных (Ч. Диккенс).

It is about an expedition to the Amazon Rainforest in South America where... (A. C. Doyle. "The lost World") - В нём (произведении) речь идёт об экспедиции в амазонские тропические леса в Южной Америке, где... (Артур Конан Дойл «Потерянный мир»). 

Если в задании к биографии не запрашивается информация о произведении, из которого взят отрывок, то ученики могут прочитать жизнеописание про себя, кроме предложений к последнему пункту её структуры. Предложение к последнему пункту структуры преподаватель может произнести вслух (стараясь проговаривать, не читать), чтобы сделать вводное отступление к литературному труду и сосредоточить внимание учащихся на теме.

Емли ребята раннее изучали краткое описание творчества автора и отрывок из другого его произведения, то можно несколько изменить формулировку задания, чтобы учащиеся смогли сопоставить пройденное с новым и лучше запомнить материал.

Например, ученики 11 класса работают с биографией Оскара Уайльда и произведением «Преданный друг». В прошлом году они разбирали описание жизни упомянутого писателя и его труд «Кентервильское приведение». Вместо изначальной формулировки, где сразу отмечается жанр и особенности некоторых произведений автора и предлагается более подробное рассуждение о структуре одной из таких типов работ, можно указать о ком и о чём будет идти речь на уроке; затем задать общий вопрос о том, что ребята помнят о писателе; потом сделать переход к жанру, который необходимо изучить на занятии, спросив ребят, в каком жанре писал произведения Оскар Уайльд. Наконец, нужно обратить внимание ребят на отрывок, который предстоит рассмотреть, отметив жанр соответствующего произведения и частично раскрыв структуру последнего.

Сравните 2 формулировки (общие фразы в них выделены жирным шрифтом):

Формулировка из учебника Spotlight, 11 класс, стр. 16: "Oscar Wilde wrote some fairy tales with morals. Look at the title of the extract on the right along with the picture. What could the moral be in this fairy tale? Read the biography and check" - «Оскар Уайльд написал несколько сказок с моралью. Посмотрите на название отрывка справа рядом с изображением. Что может быть моралью в этой сказке? Прочитайте биографию и проверьте».

Альтернативная формулировка: "We'll talk about Oscar Wilde and one of his famous works today . Do you remember him? Works of what literature genre did he write?: novels, poems, fiction, non-fiction, short stories, tales? Look at the title of the abstract on the right along with the picture. This is an abstract from fairy tale. What could the moral be in this fairy tale? Read the biography and check" - «Сегодня мы поговорим об Оскаре Уайльде и об одном из его известных произведений. Помните ли вы его? В каком жанре он писал свои работы? В жанре романа, поэмы, фантастика, документальной прозы, новеллы, сказки? Посмотрите на название отрывка справа рядом с изображением. Это - отрывок из сказки. Что может быть моралью в этой сказке? Прочитайте биографию и проверьте».

Рассмотрим образец переформулирования задания к биографии , где ребята также возвращаются к изучению творчества некого писателя, и где темы из отрывка изучаемого и раннее изученного произведений близки.

Итак, ученики 11 класса изучают биографию Чарльза Диккенса и его произведения «Большие надежды», в прошлом году они разбирали жизнеописание того же автора и его роман «Оливер Твист».

Снова предлагаю вам сравнить 2 формулировки (общие фразы в них выделены жирным шрифтом):

Формулировка из учебника Spotlight, 11 класс, стр. 52: "What do you know about Charles Dickens? What else would you like to know about him? Write questions. Read the biography and see if you can answer your questions" - «Что вы знаете о Чарльзе Диккенсе? Что еще вы хотели бы знать о нем? Напишите вопросы. Прочитайте биографию и посмотрите, смогли ли вы ответить на свои вопросы».

Альтернативная формулировка: "we'll talk about Charles Dickens and one of his famous novel today. Do you remember this author? What theme did he consider in his works? What is the name of his novel we have already studied last year? Look at the picture. What is the extract to the picture about? Are there any simulatites with a plot of "Oliver Twist". Read the biography and see if you can answer your questions?" - Сегодня мы поговорим о Чарльзе Диккенсн и об одном из его известных романов. Помните ли вы автора? Какую тему он рассматривал в своих работах? Как называется его роман, который вы уже изучили? О чем отрывок из его произведения к картинке? Есть ли некоторые сходства с сюжетом «Оливера Твиста»? Прочитайте биографию и посмотрите, смогли ли вы ответить на свои вопросы»

Сначала следует опять ввести предмет обсуждения. Чтобы не переходить сразу к сложным операциям, вместо вопроса, требующего развёрнутый ответ о том, что ребята помнят о Чарльзе Диккенсе, можно использовать смежный по смыслу вопрос, предполагающий простой ответ - «да / нет»; затем - задать пару уточняющих вопросов об основной тематике произведений писателя и о его литературном труде, изученном в прошлом году. И наконец, нужно попросить учеников выполнить то, что изначально предложено в учебнике - прочитать биографию Чарльза Диккенса, чтобы найти ответы на обсуждаемые вопросы;

2. Языковой материал.

При работе с языковой стороной письменного труда в первую очередь берутся во внимание отдельные слова отрывка. Они - книжные и несут важную коммуникативную функцию, благодаря ним речь учащихся, в том числе устная, становится более развитой и выразительной. Иногда наряду с данными словами встречаются образные выражения, выступающие в роли одного слова, - фразеологизмы. Полезным является оперирование фразеологизмами, где исходя из значений входящих в их состав слов можно выявить значение целых выражений. Например, " by hook or by crook" включает предлог, означающий способ действия - " by" и два разных понятий, с помощью чего осуществляется некое действие. Дословный перевод - «крюком или обманом». Фактический перевод - «любым способом».

Такие слова менее распространённые по сравнению с повседневной лексики, умалить их интуитивно на уроках английского языка довольно сложно, поэтому нужно выполнять направленные на их овладение упражнения. К данным упражниям относятся:

I.

а) сопоставление слов с их перефразами, синонимами или определениями;

б) разбор значений слов с помощью словаря;

II. объяснение значений разбираемых языковых единиц с использованием кратких высказываний, рисунков, схем;

III.

а) заполнение пропусков в речевых промежутках (чаще всего - в предложениях, реже - в словосочетаниях) посредством выбора между двумя языковыми единицами, схожими по значению;

б) заполнение пропусков рассматриваемыми словами в речевых промежутках.

Задания под пунктами I a), б); II не нужно расширять, не нужно также прилагать к ним схожие упражнения, поскольку варианты активности в I a), б); II направлены на ознакомление со словами из отрывка или удержание их в памяти.

Задания под пунктами III а), б) направлены на закрепление навыков употребления по смыслу того или иного слова в речи, поэтому, если учащиеся тратили достаточно большое количество времени, чтобы различить смысловые оттенки разбираемых слов или допустили много ошибок в данных заданиях, то рассматриваемые упражнения следует расширить, предложить ученикам выполнять действия с такими же языковыми единицами, которые нужно было вставить в разобранные речевые промежутки.

В качестве примеров можно привести следующее:

Тип задания - III а). Изучаемое произведение - «Преданный друг». Соответствующее упражнение из учебника - Spotlight, 11 класс, упр. 6, стр. 18. Речевые промежутки - словосочетания.

Слова, которые необходимо вставить:

handful pack flock herd swarm

Дополнительные словосочетания:

a ............. of goats; a ............. of horses; a ............. of wolfs; a ............. of nuts; a ............. of wasps

Правильные ответы: flock, herd, pack, handfulp, swarm

Тип задания - III б). Изучаемое произведение - «Путешествия Гулливера». Соответствующее упражнение из учебника - Spotlight, 11 класс, упр. 5, стр. 145. Речевые промежутки - предложения.

Дополнительные предложения:

1) We decided to stay at home because there was a furious / violent heat outside.

2) A furious / violent bull attacked the owner.

3) A large strong/ heavy hail weights like a pigeon egg.

4) A trong / heavy rain has messed up her hair.

5) It was to hazy / misty to see anything in the yard.

6) I have a hazy / misty recollection of the event.

Правильные ответы: 1) violent; 2) furious; 3) heavy; 4) hazy; 5) misty.

Учащимся может быть сложно выполнить упражнения, где предлагается выбрать или вставить слово, рядом с которым фигурирует близкая по смыслу лексическая единица, часто оба таких слова переводятся на русский язык одинаково. Чтобы не возникло у ребят трудностей с различением данных слов, нужно чётко разъяснить значение последних. Если трудности всё же остаются, то можно представить несколько (более двух) речевых промежутков, в пределах которых нужно отработать навык употребления этих довольно близких по смыслу слов.

Обратите внимание, в первом примере к таким парам относятся: "flock" - «стадо птиц и небольших животных» и "herd" - «стадо крупных животных». Во втором примере к данной лексике принадлежат "hazy" - «туманный» (о погоде) и "misty" - «туманный» (смутный, загадочный).

Другим, менее распространённым вариантом работы с языковой стороной отрывка произведения является изучение входящих в данный отрывок литературных приёмов. Литературные приёмы используются в узком круге коммуникативных ситуаций, поэтому их разбор на занятиях в большинстве случаев является способом общего развития ребят.

Обычно берётся одно или два близких по функции языковых средства - такие, как сравнение и метофара - перенос значения на другой предмет / явление на основе общих с ним признаков. С помощью метафоры и сравнения демонстрируется сходство предметов и явлений.

Схожим языковым средствам даётся определение или роль в речи, в качестве задания - нахождение данных приёмов в отрывке литературного труда. Реже предлагается нахождение описаний конкретных действий и чувств героев произведения.

Если синтаксическая конструкция приёма часто применяется для построения высказываний, необходимых для базового общения, то можно использовать данный приём на практике.

Таким упражнением является преобразование исходных выражений с помощью гиперболы (смотрите Spotlight, 11 класс. Шарлотта Бронте. Джейн Эйр. № 5 b), стр. 35), где учащиеся тренируются правильно ставить прилагательные в сравнительную степень.

Поскольку, литературные приёмы, как уже было отмечено, употребляются в узкой сфере общения, тренировка их нахождения в речевом промежутке (в данном случае в другом тексте), а также расширение упражнений на практическое применение рассматриваемых средств требуется только тогда, когда учащиеся допускают при выполнении заданий много ошибок;

3. Идея, представленная в отрывке произведения.

Рассуждая над идеей произведения, ученики активно применяют усвоенные на текущем и на предыдущих занятиях коммуникативные умения: включают в свою речь все типы передачи вербальной информации: рассуждение, повествование, описание; пользуются изученными словами / выражениями в их многообразии и взаимосвязи.

Формирование умения рассуждения над идеей литературного труда требует интенсивной тренировки. Рассмотрим задания, необходимые для развития данного умения.

Они подразделяются на:

I. Упражнения, направленные на выявление и объяснение идеи изучаемого текста:

а) соотнесение частей отрывка с их названиями;

б) сопоставление имён героев с описанием их поступков и чувств;

в) описание картинки к тексту с помощью фраз, входящих в его состав;

г) объяснение соотношения картинки и смысла текста;

д) охарактеризование героев посредством прилагательных из предложенного списка;

е) пояснение своего мнения относительно характеристик героев с использованием частей рабираемого текста

III. Упражнения, направленные на общение на основе знаний об идее текста:

а) Рассказ представленной в отрывке истории произведения от имени нового или одного из героев данного литературного труда;

б) изменение истории или написание её продолжения исходя из первоначального изменения черт характера героев;

в) Рассказ истории таким образом, будто события происходят в современной реальности

Упражнения, направленные на выявление и объяснение идеи изучаемого отрывка из произведения, нужно выполнять последовательно, не пропуская ни одного из них, поскольку они позволяют сначала понять сведения, фигурируемые в тексте: общие (о происходящих событиях) и частные (о действиях и чувствах героев); затем - объяснять данные сведения.

С целью помощи ребятам при необходимости справиться с заданиями, направленными в процессе выполнения последних, можно задать ученикам наводящие вопросы или указать на примерную часть текста, где можно найти искомую информацию.

Так, чтобы учащиеся 11 класса при выполнении заданий 6 b) и 7 на странице 71 к роману Артура Конана Дойла «Потерянный мир» догадались, что слово "unintelligent" - «глупый» подходит к динозаврам-родителям, и объяснили свою позицию, можно продиктовать ребятам один из двух вариантов указаний (язык указаний нужно выбирать в зависимости от языкового уровня учащихся и оставшегося время. Если языковой уровень учеников - высокий, а времени до окончания урока осталось много, то можно дать инструкцию на английском языке. Я перечисляю указания на русскои): 1) Что рассказчик думает о поведении увиденных им животных? Кто из них повалил на землю большое дерево, чтобы полакомиться растущими на нём листьями? Как это расценивает рассказчик?;

2) Посмотрите на фрагмент отрывка произведения № 40. Рассмотрите предложение, начинающееся с "the strength of the parents" и оканчивающееся на "it were a sapling*". "sapling" - со звёздочкой. Каких животных описывает рассказчик? Что он о них думает?

Чтобы помочь ученикам справиться с заданиями, направленными на общение на основе знаний об идее, то можно предложить ребятам сделать проект, для представления которого нужно подготовить коллаж.

При создании коллажа учащиеся рисуют картинки и добавляют надписи. Всё это служит выступающему ученику опорой в рассказе. Кроме того, сам красочный вид коллажа привлекает внимание учеников-зрителей, и они с удовольствием слушают своего одноклассника.

А что вы думаете о британской классической литературе? Уделяете ли вы на занятиях время на её изучение? Поделитесь вашим мнением и опытом в комментариях, буду рада их с вами обсудить. Не забудьте также поставить лайк, если статья была для Вас полезной, а также подписывайтесь на мой канал. Я подготовлю новый интересный материал.

Успехов Вам и Вашим близким в изучении английского языка!

Лингвист-преподаватель, репетитор Валерия