От пандемийного потрясения, положившего начало разрыву цепочек поставок и глобальных связей в целом — к ситуации, когда значимые части мировой экономики фактически оказались изолированы друг от друга. Как сейчас обстоят дела на самом деле и чем стоит руководствоваться бизнесу? Поговорили с Екатериной Кустовой, руководителем коммерческого отдела «Мир Упаковки».
ОБЩАЯ КАРТИНА
Новый ландшафт внешнеэкономических связей.
— Пытаемся понять — какая сейчас ситуация с ВЭД?
— Если применительно к компании «Мир Упаковки», под реалии мы уже подстроились. Понимаем, с чем работать, как действовать и в рамках какого ценообразования. Внутренний рынок серьёзно изменился. Ряд иностранных марок заявил о закрытии производства в России, даже об уходе с рынка вообще. По моей оценке, товарная матрица сократилась на 7%. Это много. Даже крупные отечественные игроки импортозависимы в мелочах — например, цветная туалетная бумага очень ограничена в выборе поставщиков красителей. Производители были к этому не готовы и спешно прорабатывают иные варианты поставок. Мы также ищем замену вынужденно уходящим в прошлое товарам.
— А альтернативы есть?
— Есть. Альтернативные российские или иностранные поставщики уже подобраны для всех 6000 наименований товарной номенклатуры «Мир Упаковки». Когда производство понимает, что на том или ином товаре можно делать деньги. Они стараются наладить его выпуск в России. Сейчас время перемен и прорывов. Не без трудностей, конечно, но преодолевая их, мы делаем для себя определенные открытия.
— Например?
— Во-первых, на отдельные группы товаров цены не изменились. Для таких стоимость сырья составляет весомую долю себестоимости — а сырье закупается впрок на большой период времени, короткий скачок курса роли не сыграл. Во-вторых, пресловутое импортозамещение. Химические заводы бурно развиваются. Бытовая химия была сверхзависима от европейской части страны, с соответствующей географией поставок зарубежных компонентов. Но не остановились же!
Начали искать замены — и успешно. Скотчи уже производят на территории России, что ранее было проблемой. Есть европейский спецклей, используется для производства влаговпитывающих салфеток под охлаждённый продукт. Нашли, как его получать.
— Неужели полное импортозамещение реально?
— Реально найти альтернативу поставкам из стран, присоединившихся к санкциям против России. Но полное импортозамещение… так я сказать не могу. Ряд товаров на нашей территории не производится. Нитриловые и виниловые перчатки, кассовая лента на сырьё из Кореи — всё это на слуху, но есть и менее известные примеры. Скажем, курковые распылительные триггеры делают только в Европе или Китае. Логистически Европа сейчас невероятно сложна, Китай почти безальтернативен.
— Там актуален вопрос пандемийных ограничений. С учётом безальтернативности — каковы риски?
— Вполне разумные. Шанхай закрыт уже полтора месяца, но фабрики работают, продукция выходит. Действительно, из-за жёсткого локдауна отмечались сбои в поставках из одной провинции. Но мы в 2020 году развернули проект по обеспечению товарными запасами. Сейчас прогнозируем сроки поставок с погрешностью не более 5%, что позволяет брать на себя определённые страховые риски.
ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ
Как быть с деньгами и что изменилось?
— Расскажите, что изменилось в части внешних платежей?
— Внешнеэкономические контракты были зарегистрированы через крупные банки — в частности, попавшие под отключение от SWIFT. Это сдвинуло сроки производства, но основной импорт всё же из Китая. А китайские партнёры нас поддерживают и не считают, что коммерция должна страдать. Сохраняются прежние отношения.
— В какой-то момент курс доллара пробил 150 рублей. Как пережили?
— Будь мы вынуждены закупаться на этом курсе, иностранные товары стали бы тотально неконкурентоспособны по отношению к российским. К счастью, в конце года мы (как обычно) просчитали необходимость поставок на период новогодних праздников. Всё закупили, оплатили, частично произвели и просто ждали прихода контейнеров из Китая. Был создан весомый товарный запас, так что нас не задело. Один контейнер, правда, растаможили по высокому курсу. Списываю это на статистическую погрешность.
— Сейчас много говорят о переходе на оплату в юанях, кстати.
— Рассматривали, оказалось невыгодно. При расчётах в юанях взимается допналог — это ~13%, которые однозначно будут заложены в стоимость. Поэтому подобрали банки, через которые можно осуществлять операции в долларах. Важно понимать, что процедура межбанковского перевода внешнеэкономического контракта включает долгую проверку ЦБ. Была ситуация, когда мы сняли контракт с банка и не смогли поставить в другой. При регистрации контрактов рекомендую предусмотреть запасной вариант. И увеличились сроки прохождения платежей. О «день в день» речи больше не идёт, оплаты проходят за 3-5 дней, прогнозируется увеличение до недели. А поскольку к производству приступают только после размещения депозита на закупку сырья — ясно, что рабочий цикл удлинится на эти 7 дней.
— Но…
— … но мы активно ведём переговоры. Ряд партнёров уже работает просто по заявкам. Это укорачивает производственный цикл и упрощает жизнь тысячам клиентов «Мир Упаковки».
ЛОГИСТИКА
Отмечаются изменения к лучшему.
— А что касается логистики?
— В связи с дефицитом контейнеров, в прошлом году ставки фрахта были фантастические — с прежних $600 доходили до $11 000. Сейчас около $7500. Это всё же ниже ставок 2021 года. Даже несмотря на уход крупных перевозчиков.
— Вроде Maersk?
— Да, громкий уход. Кстати, в порядке эксперимента повезли ими один контейнер. Он постоял месяц в Пусане, мы потеряли в сроках, но сейчас уже доставлен. В общем, отдел ВЭД ставит опыты и ищет обходные пути. Приступили к этому сразу же, в конце февраля. Самые сложные моменты.
— Тяжело было?
— Бессонное время. Выстраивали варианты. Просчитывали ценообразование, прогнозировали колебания спроса и возможные курсы валюты. Кстати, рассчитывая в динамике, ошиблись в районе 9%. Нашли ряд российских компаний, у которых есть и свои контейнеры, и суда для их перевозки. Но да, тяжело.
— Как дела обстоят сейчас?
— Проблема контейнеров отошла на второй план, но внутренняя логистика — это всё ещё острый вопрос. Идёт переориентация грузовых потоков. Компании, раньше снабжавшиеся через европейскую часть России, вынуждены возить всё иначе. 90% импорта перешло на Китай, что беспрецедентно нагружает дальневосточную систему логистики. Нужно ждать. Решения здесь принимаются на правительственном уровне — думаю, «расшить» узкие места удастся уже в ближайшем будущем.
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
Как действовать бизнесу, который ведёт ВЭД.
— Дадите совет?
— Откажитесь от построения долгосрочной стратегии на основе сиюминутных перемен. Действуйте мгновенно, по ситуации, но с холодной головой и без паники. Максимум внимания на товарный запас, это сейчас решает всё. И, конечно, мотивация команды. Передайте им свои спокойствие и уверенность.
— Когда переходить на «кризисный» сценарий?
— Есть три маркера наихудшего развития событий:
- Закрытие Транссибирской магистрали по любой причине;
- Дефолт;
- Чёткое понимание того, что Китай присоединится к санкциям.
Видите хоть один из симптомов — немедленно уходите в товарный запас! Хотя бы самого необходимого, хотя бы на три месяца. Наш опыт показывает, что непроизводственным компаниям этого хватит для поиска альтернативных каналов снабжения.