Найти тему

Литва запретила транзит грузов в Калининград. Чем это грозит и что может сделать Россия

Оглавление

Литва запретила транзит грузов по своей территории в Калининград, а это значит, что этот город отрезан от остальной части России и фактически это угроза существования экономики города, потому что массу критически важных видов продукции Калининград не производит сам.

По ЖД путям перевозилось 10–15 млн т грузов каждый год.

Литва нашла формальный предлог, что просто соблюдает санкции ЕС и не будет осуществлять транзит грузов, которые находятся под санкциями. И нет, они не про Apple и подобную технику, без которой легко проживем, а о ресурсах, на которые Европа ввела эмбарго, а это:

продукция из железа, стали и некоторых других металлов, а также икры, алкоголя, удобрений, леса и товары из дерева, стеклотары и цемента.

Это часть перечня, но если запретить ввоз хотя бы одного вида сырья, то это приведет к серьезным проблемам.

Зачем они это делают

Каждая сторона все больше повышает ставки в торгах и каждый уверен, что противник сдастся первым, но все "карты" не выкладывают сразу на стол, а отвечают на козыри другой стороны.

Посмотрим на хронологию уходящей недели:

- Европа обещает дать Украине статус кандидата ЕС, поставлять больше оружия и помогать до "победы"

- Россия находит причины для существенного снижения поставок газа в Европу, из-за чего те рискуют не успеть заполнить хранилища газа до холодов.

На графике прокачка газа по неделям

прокачка газа в Европу из России
прокачка газа в Европу из России

- Европа угрожает России новым пакетом санкций и заявляет о "временном переходе" некоторых производств на уголь

- Россия ввела ограничения на поставку казахстанской нефти, которая шла на экспорт в Европу через порт Новороссийска. Причина? - внезапно обнаружили в порту мины времён Великой Отечественной. Работы продлятся как минимум до конца месяца. Также сегодня стало известно, что Казахстан из-за европейских санкций заблокировал на своей территории 1700 российских вагонов с углём.

- Европа руками Литвы блокирует транзит

Так будет продолжаться и дальше пока кто-то первый не пойдет на уступки.

Европейцы очень уверены, что в России будут бунты, которые приведут к сильному давлению на экономику, но пока бунты появляются именно в Европе из-за рекордно сильной инфляции.

Мало кто понимает почему инфляция 10% для нас просто высокая, а для Европы катастрофическая. Одна из главных причин - долговой кризис. Если вам надо остановить инфляцию, то будете повышать ключевую ставку, а повышая ставку растет стоимость заимствования в том числе на уровне государства. Страны, которые имели неподъемные долги и гасили их за счет нулевых ставок по кредитам теперь должны будут платить очень много денег, хотя ключевую ставку еще никто не поднимал, а ЕЦБ еще не начал сокращать свой баланс.

Это лишь одна из множества причин. Например, так выглядит ставка по облигациям Польши.

-2

Самое интересное начнется осенью

Как может ответить Россия

Россия может экономически уничтожить и без того крайне слабую экономику Литвы, но они давно на дотациях Европы и если мы запретим поставки нашей продукции в их порт, запретим поставки наших ресурсов и введем другие ограничения, то Европа просто компенсирует бюджетную дыру.

Они за счет потери транзита и так потеряют много денег, но им плевать. Среди наших соседей много стран, которые уничтожали свою экономику, но разрывали цепочки поставок с нашей страной. Европа компенсирует и опять выдаст "невозвратный" кредит.

России необходимо найти карту посерьезней, но оставить главные козыри вроде отключения газа и поставок нефти на потом. Логичнее всего будет создать новый виток роста цен на ресурсы, что возможно. Это приведет к росту инфляции и усилит долговой кризис.

США при этом через ту же Латвию давит на ОАЭ, где сейчас идут переговоры о замене России на Европейском рынке. Арабские эмираты покупают нашу нефть (да-да) как раз через литовские порты, поэтому нам не выгодно блокировать этот порт, иначе потеряем рынок сбыта

Также логично будет усилить рост цен на авиационное топливо, из-за подорожания которого масса авиаперевозчиков Европы стали убыточны и упал туризм. Именно туризм является одной из самых доходных отраслей Европы, а банкротство авиакомпаний сильно ударит по авиационной промышленности

Любопытный факт

Россия в свое время признала новые границы Литвы, а та в свою очередь должна гарантировать транзит грузов из России в Калининград по своей территории. Эти документы связаны. Если верить экспертам в международном праве, то мы в таком случае можем не признать новые границы Литвы. Это лишь формальный повод, который может быть использован для легитимизации своих последующих действий

Хотелось бы, чтобы такие вопросы не решались военным путем, но нас упорно стравливают с НАТО.

Похоже, что у нас готовились к подобному сценарию и активно развивали порт в Калининграде, поэтому только за счет этого мы еще долго можем поставлять ту же продукцию по морю вместо ЖД путей, но там уже могут начать и море блокировать.

Важно

Также пишу про экономику и занимаюсь "вечными" инвестициями в дивидендные компании. Основываюсь на фундаментальном анализе, макроэкономике, трендах и геополитике. Все разборы и советы даю в своей Телеге. В кризис очень сильно падают цены на активы, поэтому считаю, что такой момент нельзя упускать. Подписывайтесь!