Что такое коучинг в образовании педагога? Возможно, вы путаете его с… наставничеством

 Практика показывает, что многие педагоги, пребывая в уверенности, что знакомы с профессиональным «коучингом» и даже, по их мнению, участвуя в нем (иногда даже в роли тренеров!

Практика показывает, что многие педагоги, пребывая в уверенности, что знакомы с профессиональным «коучингом» и даже, по их мнению, участвуя в нем (иногда даже в роли тренеров!), на самом деле не знают, что это такое.

Часто опытные учителя, узнав, что им поручено стать коучем, впадают в отчаяние — им совсем не хочется сидеть на задней парте «открытого урока», довлея над молодым коллегой и, по сути, мешая ему. Или смотреть урок в видеозаписи, а потом выбивать коллегу из колеи обязательной «разгромной» отчетностью с перечислением ошибок.

Разбор уроков друг друга — это всего лишь наставничество. Обсуждение уроков друг друга, дружеские замечания и обмен секретами мастерства — все это возможно на переменке в учительской. Но это не коучинг! И неверно поступают в школах, где принято разбивать учителей на «тройки-четверки», предписывая им «тренировать» друг друга.

Что такое коучинг для учителя, предметника, репетитора?

 Практика показывает, что многие педагоги, пребывая в уверенности, что знакомы с профессиональным «коучингом» и даже, по их мнению, участвуя в нем (иногда даже в роли тренеров!-2

Коучинг, вопреки заблуждениям, не подсказывает учителю «КАК делать?» Структурированный разговор с тренером протяженностью во множество академических часов (разбитых, для удобства, на небольшие промежутки, занимающие не более 15 минут в день) дает ответ на более важный вопрос — «ЧТО делать?»

Иначе говоря, суть коучинга — не наполнение головы учителя педагогическими приемами, а прокладывание для него своеобразного маршрута. Ведь проблема многих учителей в том, что они знают, какого результата хотели бы добиться, но весьма туманно представляют, на каком этапе могли бы этот результат получить.

Более того, понимание «я хочу, чтобы было так» превращается в растущий на глазах проблемный ком. «Я попытаюсь реализовать это на следующем уроке», «Я отшлифую свои идеи на следующих школьных каникулах», «Я опробую новую технику на новой теме», — бесконечное откладывание по причине непроясненности деталей очень вредит многим педагогам, провоцируя постоянное недовольство собой, усталость и, в конечном итоге, профессиональное выгорание. Здесь и приходит на помощь подлинный образовательный коучинг.

Структурированный разговор или 12 шагов к совершенству

 Практика показывает, что многие педагоги, пребывая в уверенности, что знакомы с профессиональным «коучингом» и даже, по их мнению, участвуя в нем (иногда даже в роли тренеров!-3

Главное, что даст вам коучинг — понимание последовательности определенных вещей, делать которые стоит лишь в строго заданном порядке. И, как я уже сказал, обсуждение и анализ предстоящего шага занимает не более 15 минут в день. Причем тренер не только ставит новую задачу, но и оценивает уже достигнутый вами «ранний» результат, помогает увидеть и отбросить «вредные привычки», мешающие подняться на следующую ступеньку мастерства.

Статьи по теме:
Коучинг в образовании: как попасть на это игровое поле?

Сегодня учитель может стать предпринимателем и вместе с детьми создавать востребованный продукт