Известнейший лингвист Олег Николаевич Трубачев — человек-континент; так метко назвали его в одном предисловии.
Его открытия изумляют, безбрежность эрудиции покоряет. Многими жемчужинами из его работ я с удовольствием делюсь в блоге.
Очень много внимания он уделял реконструкции древнего быта через анализ слов.
Есть вещи, которые упрятаны так далеко и глубоко, что ни историкам, ни археологам до них не дотянуться. Остается одно прибежище — слова. Это зеркала, в которых можно увидеть седую древность. Если присмотреться как следует...
Итак, вот разбор слова "огонь".
Как оказалось, в нем есть приставка и весьма неожиданный корень.
Прежде чем мы к ним перейдем, напомню, что в древности использовалась форма "огнь", без второго "о". Это важно.
Она максимально близка к санскритскому агни, который нам тоже понадобится для анализа.
Итак, лингвист выделят корень "гн", связанный с гниением. Начальное русское "о" и санскритское "а" — это приставка, несущая отрицательное значение, которая до сих пор широко распространена на территории Евразии.
На нее можно натолкнуться где угодно.
Например, она есть в прославленном Ганди слове "а-химса", то есть непричинение вреда.
И мы тоже с удовольствием ею пользуемся:
Огонь — это то, что не гниет. Или то, что препятствует гниению. Не-тлен, вот что означает это слово...
На первое место, получается, выходит не обогрев и не защита от врагов, а его ритуальное использование.
Возможно, в какой-то момент кремация стала предпочтительнее погребения в земле по целому ряду причин. Защита от эпидемии, а может быть, кто знает — учитывая, что индоарии были непоседами и перемещались на столь большие пространства, что теперь вот судорожно ломаем головы и копья о маршрут их передвижения, — им нужно было взять с собой своих предков хотя бы в виде пепла.
Это уже мои домыслы. Но почему-то вспоминается Ребека из "Ста лет одиночества", которая носила с собой в сумке кости родителей. Не на пустом месте этот образ родился. Архаика мышления, она такая...
Индолог Н.Р. Гусева про огненного бога:
Агни является в индуизме одним из самых почитаемых богов, и если некоторые боги меняли свои имена и функции, то Агни может считаться богом уникальной судьбы: ему всегда приписывали одни и те же чудодейственные свойства, начиная с глубокой древности. Так, Ригведа насыщена восхвалениями достоинств Агни и даже начинается с гимна ему. Он — "осветитель тьмы", небесный огонь, равный солнцу, отвратитель зла, огонь домашнего очага, а также пламя жертвенного погребального костра.
"Огнецветные" одежды брамины носят в Индии до сих пор.