"Мой ребенок должен: испытывать радость и находить удовольствие в работе! …быть профессионально востребованным! …уметь нести ответственность! …иметь возможность учиться дальше! …иметь возможности карьерного роста! …хорошо зарабатывать! …получить престижную профессию! …жить лучше! …быть защищенным!..."
Исследования показывают, что родители оказывают решающее влияние на выбор профессии молодыми людьми. Родители - это собеседники, советчики и образцы для подражания. Они часто очень хорошо знают сильные и слабые стороны своих детей и формируют представления детей о будущем своей собственной профессиональной деятельностью. Немецкий опыт показывает, что родители решительно выступают за то, чтобы их дети получили наилучшую образовательную квалификацию, а затем продолжили обучение.
Но при этом выяснилось, что многие из них не знают, например, что дуальное обучение открывает разнообразные карьерные пути и способствует скорейшему обретению финансовой независимости. Чтобы усилить роль родителей в процессе профориентации и сделать образовательную траекторию прозрачной, муниципальное координационное бюро по переходу от школы к работе земли Северный Рейн-Вестфалия с 2017 года регулярно организует информационные вечера и мероприятия для родителей по всему округу. Эти родительские собрания проходят под общим названием "Мой ребенок при переходе от школы к работе".
Целевой группой являются родители или опекуны всех учеников 8-9 классов. Мероприятия обычно проводятся вечером, с понедельника по четверг, между 18.00 и 20.30. Местом проведения собраний являются компании из финансового сектора, сталелитейной промышленности, логистики и общественного питания, располагающие достаточными площадями. С одной стороны, у предприятий появляется возможность стать участниками благодаря прямым контактам с муниципальным координационным бюро или ремесленными палатами. С другой стороны, компании, которые узнают о таких мероприятиях из прессы или в деловых рабочих группах, также могут стать партнерами.
Все участвующие предприятия совместно принимают решение о направленности темы и содержании мероприятия, а муниципальное координационное бюро берет на себя организационные функции, в частности, рассылку приглашений, процедуру регистрации, выбор докладчиков и, если необходимо, работу по связям с общественностью. Компании-участники предоставляют помещение, сотрудников, принимающих участие в обсуждении (HR-менеджеров, наставников, учащихся по программам ученичества) и обеспечивают закуски и напитки. Ремесленные палаты или бюро по трудоустройству оказывают информационную поддержку, рассказывая, например, о путях обучения или требованиях школ к определенным учебным курсам.
На последней встрече рассматривались следующие темы:
- "Успешное трудоустройство" (лекции, посещение предприятий, семинары по трудоустройству) в сотрудничестве с сетью кофеен Goeken backen и бизнес-ассоциацией молодых предпринимателей и руководителей Wirtschaftsjunioren (1,2 миллиона рабочих мест и 34000 учащихся по программам ученичества);
- "Выпускной экзамен - что дальше?" (лекции, сессии вопросов и ответов, экскурсия по предприятию) при участии банка Vereinigte Volksbank и агентства по трудоустройству;
- "Сильный старт - 10 причин для ученичества" (лекции, экскурсии на предприятия, панельная дискуссия) в сотрудничестве со сталелитейной компанией Meinolf Gockel, ремесленной палатой Ostwestfalen-Lippe, инновационной ассоциацией Verein Natur und Technik и представителями других компаний из сферы производства и торговли.
Число участников составляет от 30 до 140 человек в зависимости от размера помещения. Места на многие из прошедших мероприятий были полностью забронированы еще до окончания срока регистрации. Фактическая заполняемость составляет не менее 85% в вечернее время. В зависимости от темы, удается охватить разнородную группа родителей из всех средних школ, включая профессиональные колледжи. С сентября 2017 года в мероприятиях приняли участие более 1000 родителей и молодых людей. Большинство из них были удовлетворены или очень удовлетворены полученной информацией и форматом, и хотели бы видеть больше мероприятий. Поскольку часто высказывалось пожелание о проведении "мероприятий для родителей и детей", с 2018 года приглашение направляется и молодым людям, которые с тех пор составляют не менее трети участников.
Опыт показывает, что для привлечения наибольшего внимания имеет смысл выбрать захватывающую тему, не зависящую от профессиональной области. Особенно компании из тех сфер, привлекательность которых среди молодежи не особенно высока, выигрывают от устранения существующих и устаревших предрассудков и таким образом преодолевают трудности при приеме молодых людей на свои учебные программы. Широкая тема, так сказать, "притягивает" участников. А непосредственный интерес к компаниям и представленным профессиям часто возникает на втором этапе.
"Мы не знали, что пекарь - это такая многогранная и технически сложная профессия", - сообщила одна пара родителей после экскурсии на предприятие. Они и их сын пришли, чтобы узнать больше о теме вечера: "Правильное применение". В неформальной части мероприятия, которая обязательно должна быть в программе, они договорились с менеджером по обучению о стажировке для 15-летнего подростка. Это наглядно показывает, насколько важно, чтобы между родителями, тренерами и предпринимателями устанавливались прямые контакты, и чтобы обучающиеся на предприятии рассказывали школьникам о своем опыте и пути в профессии. Для того чтобы родители чувствовали себя желанными гостями, открытость, время и готовность к общению со стороны принимающей стороны должны быть само собой разумеющимися в дополнение к экскурсиям.
Чтобы привлечь как можно больше родителей, стоит создать свой собственный список рассылки. Таким образом, заинтересованные родители могут быть приглашены напрямую. Тем не менее, приглашения, конечно же, должны распространяться через координаторов по обучению и профориентации в школах, чтобы обеспечить максимальный охват. Между рассылкой приглашения и крайним сроком регистрации должно пройти не менее двух недель. Небольшие компании, у которых нет подходящего помещения для проведения мероприятия, могут объединить усилия и представить себя, например, на мероприятиях более крупной компании в той же профессиональной области.