Когда Николай II отрекся от престола, его вместе с женой, детьми и несколькими слугами сослали в Тобольск и поселили на втором этаже бывшего губернаторского особняка. Пленникам запретили вести переписку. Все новости о царской семье правящие дома Европы узнавали через своих послов. Самые близкие родственные связи у Романовых были с британски монархами Виндзорами. Мать Николая II, императрица Мария Федоровна была дочерью датского короля Кристиана IX и тетей английского правителя Георга V.
После отречения Николая II кабинет министров Великобритании предложил царской семье убежище в Англии, но вскоре местные политики отказались от благородного жеста. Они опасались, что народ не одобрит идею и в обществе вырастут социалистические настроения. Даже монарх не смог повлиять на ситуацию – Георг V не был самостоятельной фигурой, а был всего лишь королем в конституционной монархии, окруженный многочисленными советниками, которые до ужаса боялись революционных настроений в обществе.
В итоге британские правители не стали спасать Романовых открыто, но попытались сделать это тайно. Первую спецоперацию разработал офицер королевского военно-морского флота Оливер Локер Лэмпсон. Он предложил загримировать себя под российского императора и совершить подмену на несколько дней. Этого времени вполне хватило бы, чтобы эвакуировать царя и переправить его на запад. В теории, авантюрный план мог сработать, но только пока Николая II не вывезли из Царского села в Тобольск под строгий надзор.
Однако император не согласился бы оставить семью. Британцы это понимали, поэтому разработали план Б, более дерзкий и отчаянный. Он предполагал военное вторжение. По плану, очень большой десант должен был прорваться к месту содержания царской семьи, отбить их у большевиков и уйти в сторону границы. Но слухи о том, что британцы пытаются освободить Николая II, дошли до большевиков. Из Тобольска Романовых спешно переправили в Екатеринбург и разместили в бывшем особняке инженера Ипатьева. Охрану усилили, здание обнесли забором, окна в комнатах замазали белилами а на втором этаже поставили пулеметные расчеты.
Тем временем в Германии тоже разрабатывали план по освобождению царской семьи. Кайзер Вильгельм II был двоюродным братом императрицы Александры Федоровны. Правитель через своего посла фон Мирбаха потребовал, чтобы большевики освободили Романовых и переправили их на территорию Германии. Но из этого тоже ничего не вышло. По мнению историков, скорее всего, Кайзера заботила не только судьба родственников – у него был свой скрытый интерес. Вильгельм II понимал, что если произойдет контрреволюция, то Россия вновь вступит в войну. В этом случае немецкому кайзеру было выгодно, чтобы царская семья переехала в Германию, пока ее не перехватил кто-нибудь другой.
Спасти семью Романовых после революции пытался и испанский король Альфонс XIII. Супруга испанского монарха Виктория Эухения приходилась кузиной императрице Александре Федоровне. Король Испании предлажил большевикам сделку – признание советской власти в обмен на царскую семью. Но все безуспешно.
Когда царскую семью перевезли в Екатеринбург под усиленную охрану, британские разведчики поняли, что упустили драгоценное время, поэтому их следующий план был на редкость смелым - переправить Романовых в Мурманск и оттуда по морю доставить в Англию. Спецслужбы, якобы, даже обратились за помощью к знаменитому полярнику Фритьофу нансену, который хорошо знал местность и мог проложить маршрут. Тем временем британский капитан Стефан организовал тщательное наблюдение за домом Ипатьевых и даже уже внедрил туда шестерых агентов британской разведки, которые должны были помочь царской семье бежать из дома Ипатьевых. Однако в один момент и без объяснения причин деятельность по спасению семьи Романовых была прекращена.
Ни один план так и не удалось воплотить. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Романовых 𝔭𝔞𝔠𝔠т𝔭𝔢ляли в подвале Ипатьевского дома. Виндзоры помогли родственникам только спустя 70 с лишним лет после 𝘬𝘢з𝘏и, когда в окрестностях Свердловска на Старой Копятковской дороге нашли останки, которые предположительно принадлежали Романовым. принц Майкл Кентский сдал образцы ДНК. Генетический анализ подтвердил, что найденые тела принадлежат Николаю II, его жене и детям