Найти тему

Открытка «Паровоз Ов-5109»

Продолжаем с вами делиться экспонатами из набора открыток «ПАРОВОЗЫ-ПАМЯТНИКИ»! И сегодня в рубрике #ИсторияОдногоПредмета открытка этой серии «Паровоз Ов-5109»:

Грузовые паровозы серии «О» («Основной») – долгожители российских железных дорог. Особенно популярна разновидность Ов с механизмом парораспределения Вальсхарта, получившая среди железнодорожников ласковое прозвище «Овечка». Эти паровозы использовались вплоть до 1960-х годов, у многих из них славное боевое и трудовое прошлое.

Товарный паровоз Ов-5109 был построен Брянским заводом по разным данным в 1902 или в 1907 году. По информации на 1914 год имел приписку к Привисленским (Привислянским) железным дорогам; с 1924 года – к Юго-Восточным железным дорогам; в 1930-х годах работал в ТЧ Старый Оскол, Глубокая, Таловая; в 1942 году работал на Юго-Восточной железной дороге; с 1960 года ВЧД Лиски.
В военное время имел приписку к Приволжской железной дороге. Этот локомотив был участником битвы за Сталинград: под огнем врага доставлял на передовые позиции бронепоезда с боеприпасами и горючим. Несмотря на артиллерийский обстрел, частые налеты фашистской авиации, железнодорожники-сталинградцы своевременно доставляли воинские грузы, необходимые для обеспечения крупнейшей операции по разгрому врага.

В мирное время локомотив проработал до 1966 года. В ноябре 1967 года паровоз был установлен возле локомотивного депо Волгограда в качестве памятника в честь трудовых подвигов железнодорожников Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. На паровозе установлена мемориальная доска с текстом: «Паровозы этой серии водили бронепоезда в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Обслуживались и ремонтировались рабочими депо Царицын—Сталинград».

В 1986 году в СССР была выпущена почтовая марка номиналом 10 копеек с изображением паровоза Ов-5109 и надписью «Паровоз Ов-5109 установлен в память о подвиге советских железнодорожников в Сталинградской битве. Волгоград».