Самое понятие «мотоциклетные войска» отсутствовало в вермахте. Такого рода войск не было. Мотоциклистов использовали как подразделения усиления.
Сначала их преимущественно включали в состав танковых дивизий. Затем появились мотострелковые батальоны, состоящие из 3 рот мотоциклистов. К лету 1941 года таких батальонов было 16 в вермахте.
Как все начиналось
Немцы с 1936 года уделяли внимание формированию мотоциклетных подразделений в качестве разведывательной силы. На ранних этапах Второй мировой, пришедших на 1939–1940 гг., мотоциклы показали себя с лучшей стороны.
Все изменилось после вторжения в СССР. С этого момента мотоциклетные подразделения становились все большей обузой для вермахта.
К 1938 году производство мотоциклов в Германии составило 200 000 единиц в год. В основном это были следующие производители: BMW, DKW, Zundapp, NSU, Triumph и Victoria.
В 1923 году мотоцикл BMW смог разогнаться до скорости почти в 280 км/ч. В 1939 году немец впервые выиграл на отечественном мотоцикле престижные британские мотогонки на острове Мэн.
В вермахт активно поставляли 750-кубовый BMW R75. Этот мотоцикл оправдал себя на 100%. Его использовали как одиночного курьера, разведчика, охотника на танки в составе группы и вспомогательной техники в стрелковых войсках, например, для подвозки боеприпасов.
Немецкие мотоциклисты часто с любовью отзывались о своих «железных конях» пока они завоевывали Европу. Один из таких «байкеров» сообщал, что он на своем NSU за 4 года отмотал 20 000 км в Польской компании и около 7 000 км, как он выразился, на дежурстве во Франции.
Сталинград
На Восточном фронте ненастная погода превратила дороги в непроходимые болота, а поля – в моря грязи. Лошади проваливались по брюхо, а солдаты теряли сапоги, которые засасывало «русское болото».
Сначала моторизированные войска вермахта могли проходить более 100 км в день. Затем удачей стали считаться 15 км ежедневно. К зиме температура стремительно пошла вниз. Временами она опускалась ниже 40 градусов. Моторное масло замерзало, а солдаты получали обморожения.
Когда немцы оказались под Сталинградом, на передовую прибыли представители BMW, чтобы выяснить проблемы с эксплуатацией их мотоциклов. В результате было выяснено, что жидкая грязь выводит из строя воздушный фильтр, который расположен слишком низко. А в маслосборниках вместо масла оставался только песок.
Сталинград изменил многое. Практически все мотоциклы были потеряны. Такая техника при отсутствии единой линии фронта становилась легкой добычей для врага. Немецких мотоциклистов легко уничтожала обычная пехота, а для снайперов они становились развлечением. Когда же применяли бутылки с зажигательной смесью или гранаты, гибель всего мотоциклетного экипажа была гарантирована.
Итог
После Сталинграда немцы были вынуждены перейти к оборонительной стратегии, что исключало необходимость использования мотоциклетных взводов, рот и батальонов. Последние были расформированы.
Оставили лишь легкие мотоциклы для разведки и связи, а также тяжелые – для борьбы с партизанами. Но их использовали как отдельные транспортные средства, а не полноценные подразделения.