Найти тему
АвТОгус

Зачем автобусу контактная сеть? Или как автобус ЛАЗ троллейбусом стал.

Львовский автобусный завод, образованный в 1945 году, вовсе не занимался производством автобусов. С 1947 по 1950 основной продукцией предприятия, которое и называлось тогда Львовский автосборочный завод, были автокраны, прицепы, автолавки и, вы не поверите, электромобили! Это были разработанные в #НАМИ модели грузоподъемностью 500 килограммов и 1,5 тонны. Назывались они НАМИ 750 и НАМИ 751. Правда вот выпускали их в УССР не долго. Поскольку руководство страны не видело смысла в производстве этих машин в крупной серии. Впрочем, это тема для отдельного рассказа, и она к сегодняшней не имеет никакого отношения. Поэтому все же вернемся к автобусам.

НИМИ 750/751. Фотография сайта laz-legend.ru
НИМИ 750/751. Фотография сайта laz-legend.ru

Бурный рост городов, связанный прежде всего с их укрупнением, выявил тот факт, что общественного транспорта в крупных, да и мелких населенных пунктах катастрофически не хватало. Именно поэтому мелкосерийным производством занимались все кому не лень. Но вот во Львове к делу решили подойти более ответственно. Именно поэтому, помимо собственно завода ЛАЗ, были созданы конструкторские бюро, позднее превратившиеся в два НИИ. Ну а поскольку опыта по созданию городского транспорта не было, а предложенный вариант начать сборку ЗИС-155 был отвергнут, то в срочном порядке, дело было в 1950, были закуплены западные модели автобусов #Mercedes-Benz O 321 и #Magirus-Deutz O 3500 H. Эти модели были достаточно современными на тот период. Впрочем, черты как первого, так и второго можно рассмотреть и в опытных и позднее серийных моделях ЛАЗ.

Впрочем и это не так важно. Тем более, в свое время я делал большой обзор про предприятию во Львове. Сегодня нас волнует вопрос как у автобуса появились дуги для контактной сети. Все началось вовсе не в УССР, а на юге, в Закавказье, если быть более точным, то в Баку, столице АзССР. Где местные умельцы решили превратить, уже довольно часто встречающийся на улицах городов страны, автобус #ЛАЗ-695Б в троллейбус. Им для этого пришлось выкинуть из кормы мотор и установить там электрооборудование, отслужившего свой век, троллейбуса МТБ-82. Единственный получившийся экземпляр гордо назвали БТЛ-62. Что означало Бакинский троллейбус 1962 года.

Вот именно тот автобус ЛАЗ-695 из которого в Баку сделали троллейбус БТЛ-62. фотография сайта traffic.od.u
Вот именно тот автобус ЛАЗ-695 из которого в Баку сделали троллейбус БТЛ-62. фотография сайта traffic.od.u

Не знаю как, может кто-то отдыхал в столице Азербайджана, а может просто кто-то упомянул об этой машине в разговоре, но ровно через год этот #троллейбус перевезли во Львов. В том же 1963 году на опытный образец было установлено новое электрооборудование и его запустили в эксплуатацию.

Опытный троллейбус "Дружба" на улицах Львова. фотография сайта traffic.od.ua
Опытный троллейбус "Дружба" на улицах Львова. фотография сайта traffic.od.ua

А в том же 63-м собрали на ЛАЗе уже другую машину, которая называлась "Дружба", так львовские специалисты поблагодарили бакинцев. Конечно же просто взять и начать производство новых троллейбусов было нельзя. Поэтому машину, которая получила заводское обозначение ЛАЗ-695Т, представили на "суд" Совета министров Украинской ССР. Который, в свою очередь, проект целиком и полностью одобрил. Правда вот никто не учел того факта, что территория Львовского автобусного завода была не столь большой. Да и производственные мощности не позволяли заниматься параллельной сборкой автобусов и троллейбусов. Поэтому там собрали всего 10 экземпляров. Причем только для нужд самого Львова.

Троллейбус ОдАЗ-695Т в Житомире. фотография сайта traffic.od.ua
Троллейбус ОдАЗ-695Т в Житомире. фотография сайта traffic.od.ua

Наладить производство позднее попытались на Киевском заводе электротранспорта, но и там возможности были ограничены. Модель, уже под маркой "Киев-5ЛА" произведена тоже в количестве 75 экземпляров. Это конечно же не могло полностью обеспечить ни саму республику, но соседние. Тогда все чертежи передали в Одессу, на Одесский автосборочный завод(ОдАЗ) и троллейбусы из Львова вновь получили новое имя - #ОдАЗ-695Т. Именно в этом курортном месте и была произведена львиная доля этих машин.

Вот интересная фотография. Это Одесса. На переднем плане стоит ЗИУ-5, вторым, хорошо видна характерная корма ОдАЗ-695Т, а вот самый дальний троллейбус это МТБ-82. фотография сайта traffic.od.ua
Вот интересная фотография. Это Одесса. На переднем плане стоит ЗИУ-5, вторым, хорошо видна характерная корма ОдАЗ-695Т, а вот самый дальний троллейбус это МТБ-82. фотография сайта traffic.od.ua

По сравнению с самым распространенным троллейбусом #МТБ-82 Киев5ЛА/ЛАЗ-ОдАЗ-695Т имели как множество преимуществ, так и множество недостатков. Люди по старше наверняка помнят главную беду автобусов Львов. У них были действительно очень узкие двери, да и сам салон был рассчитан на небольшое число пассажиров. Но при этом, они были тише и маневреннее.

А вот забавная конструкция ОдАЗ-695Т в Житомире. Местные умельцы сделали сочлененную версию троллейбуса.
А вот забавная конструкция ОдАЗ-695Т в Житомире. Местные умельцы сделали сочлененную версию троллейбуса.

К 70-м годам на ЛАЗе разработали обновленный вариант троллейбуса. У него был более мощный электромотор и большие двери. Увы, в серию он так и не пошел, поскольку в Москве было решено сосредоточить производство троллейбусов в одном месте, а именно в Энгельсе. Да и из ЧССР стали поставляться троллейбусы #Skoda 9tr, которые в основном доставались регионам.

А вот троллейбус ОдАЗ-695Т в Луганске.
А вот троллейбус ОдАЗ-695Т в Луганске.