Найти в Дзене
Техника и жизнь

Автомобильная промышленность как инструмент подъема больших экономик больших стран

Паровая телега Кюньо - первый работоспособный автомобиль в мире. Создавался под военные нужды (Wikipedia.org)
Паровая телега Кюньо - первый работоспособный автомобиль в мире. Создавался под военные нужды (Wikipedia.org)

Введение

В настоящая время экономика и промышленность России переживает непривычные для нее и во многом сложные времена. В том числе много сложностей в автомобильной промышленности. Хотя потребность в ней только выросла в условиях санкций и, ввиду этого, ограничения поставок автомобилей из-за рубежа, особенно коммерческих авто, но наши заводы, в том числе отечественных брендов, так же работают со сложностями, из-за проблем с получением комплектующих. На это накладываются проблемы чисто экономического и психологического характера, влияющие на спрос на автомобильную технику со стороны населения и коммерческого сектора. В настоящее время самыми разными людьми и организациями обсуждаются пути дальнейшего развития как экономики страны, так и ее науки, технологий и промышленности. В частности, обсуждается и дальнейшая судьба автопромышленности нашей Родины. На мой взгляд тут важно понять насколько велико значение данной отрасли не только само по себе, как поставщика конечного своего продукта в виде различных автомобилей, но и для страны в целом. Требуется понять ее текущее и потенциальное влияние на другие сферы и отрасли экономики, ровно как на общественную и личную жизнь населения.

Автомобиль Бенца  - с него началось автомобильное производство(Wikipedia.org)
Автомобиль Бенца - с него началось автомобильное производство(Wikipedia.org)

История вопроса

Первые автомобили зародились во Франции. В 1769 году было построен паровой автомобиль Кюньо. А в 1888 году началось производство автомобилей уже с двигателем внутреннего сгорания во Франции и Германии. Следом оно началось в США, где уже в 1902 году производство исцелялось тысячами экземпляров.

Машина Ford T самый массовый автомобиль в мире до классического Фольксваген Жука (Wikipedia.org)
Машина Ford T самый массовый автомобиль в мире до классического Фольксваген Жука (Wikipedia.org)

К началу Первой Мировой Войны серьезной автопромышленностью кроме Франции и Германии обладала Великобритания и США, а также Италия. Менее мощная была и в некоторых другие странах. В частности знаменитые автомобили из гаража Николая II – «Руссо-Балт»(О нем подробнее тут) имели в основе бельгийские разработки.

Руссо-Балт(Tech&Life2022©)
Руссо-Балт(Tech&Life2022©)

Именно в годы Первой мировой войны было осознанно значение автомобильного транспорта для перевозки грузов и войск. А также как база для выпуска бронеавтомобилей. Именно тогда автомобилестроение стало одним из основных состоявшихся компонентов третьего технологического уклада вместе с электрификацией, авиацией, нефтепереработкой. Период между мировыми войнами стал периодом быстрого развития автомобильной индустрии не только в странах, состоявшихся как лидеры в этой отрасли, но и в новых странах-гигантах автомобильного производства. Это Япония, СССР, Чехословакия, стала подниматься это отрасль в Швеции и Голландии. И даже в Японии и СССР, в большей степени опиравшихся на импортированные технологии и конструкции в данной сфере, автопром стал тянуть за собой практически всю экономику и промышленность. Большую роль тут сыграл отказ от спирта как автомобильного топлива благодаря, ради этого и затеянного, антиалкогольного закона в США. Бензин и другие виды топлива на базе нефти, означал создание смежных производств по переработке и добычи нефти. Они имели высокую металлоемкость и требовали вложения в разработку технологий и науку. Но и сам автомобиль к тому времени стал с одной стороны сложным, с другой стороны массовым и доступным обычному человеку для использования устройством. При этом массовый выпуск любого авто приводил – к большому спросу на материалы, в первую очередь на металлы, а также уже тогда автомашины требовали большого количества продуктов переработки нефти в виде камер и покрышек для колес и различных уплотнений. Они же требовали большого количества станков и создавали рабочие места не только на самих линиях сборки разнообразных автомобилей, но и на бездне смежных производств. Мало того все это также пожирало металлы и прочие сырьевые ресурсы. А сталь, чугун и другие сплавы и металлы, опять-таки создавали рабочие места как ради их выплавки, так и в процессе добычи и обогащения руд. Мало того, если брать весьма уже тогда развитые и зажиточные, что важно в данном случае, страны такие как США и страны западной Европы, то вокруг автомобилей и их владельцев, включая и коммерческих их пользователей, создавался не только культ владения ими, сам по себе, практически не особенно важный, но и целая сеть смежных бизнесов и секторов экономики. Например, требовалась широкая сеть дорог хорошего качества, не чета старым дорогам для гужевого транспорта и пешеходов. Причем они должны быть более массовыми и протяжёнными, чем железные дороги. Далее создавались рабочие места в автосервисах, придорожных кафе и так далее. Даже само производства материалов для шоссейных дорог и техники, и оборудования для их укладки вызывает опять-таки, к жизни, множество смежных производств и рабочих мест. Причем замечу, почти все эти производства – высокого передела. Это даже не переработка древесины на доски или на кухонные столики. Одно строительство мостов для автомобильных дорог чего стоит по сложности расчетов конструкции. Причем эффект создавался и за счет большого количества расходных деталей и веществ в автомобилях, труднопроизводимых в отличие от деталей к гужевому транспорту и смазочных материалов к нему в кустарных условиях. А также тем, что автомобили пользователи часто меняли, как в силу износа и устаревания конструкции, так и в силу того, что автомобиль очень статусная вещь, и очень подверженная влиянию моды и прочих общественных настроений. Тем самым создавался эффект мультипликации, когда одно рабочее место тянуло за собой еще множество рабочих мест на других предприятиях.

М20 "Победа" - первый легковой автомобиль отечественной разработки, пошедший в массовое производство. Один из символов послевоенного СССР -страны - победительницы  в Великой Отечественной Войны.  М20 стала ярким и символом налаживания в Советском Союзе мирной жизни после лишений 1941-1945гг. (Наталья Болдырева и Tech&Life2019©)
М20 "Победа" - первый легковой автомобиль отечественной разработки, пошедший в массовое производство. Один из символов послевоенного СССР -страны - победительницы в Великой Отечественной Войны. М20 стала ярким и символом налаживания в Советском Союзе мирной жизни после лишений 1941-1945гг. (Наталья Болдырева и Tech&Life2019©)

В США автопром сыграл огромную роль в экономике и в период «ревущих двадцатых», предшествующих Великой депрессии, так и в процессе реформ Рузвельта, выведших страну из кризиса. Собственно, уже перед Первой Мировой роль его в США была очень высока по мировым меркам. Большую роль он играл и в нашей экономике уже к началу второй пятилетки (1933 -1937 года). Хотя он тогда работал только на нужды государственных ведомств и народного хозяйства. Но драйвером развития промышленности наша автопромышленность уже была. После 1945 года в ФРГ требовалась поднимать экономику и промышленность. Кроме финансовой стимуляции инженерам и ученым, за желание просто дальше жить и работать в разрушенной стране, были взяты меры на развитие отраслей экономики, способных вытянуть весь национальный механизм экономики Германии в целом. И главной стала автомобильная отрасль. Как и в США одним из механизмов этого стало строительство автобанов. Оно повлекло дополнительный рост популярности авто внутри страны и тем самым повлекло дополнительный рост всей отраслей, связанных с ним.

«Фольксваген Жук» - один из символов послевоенной жизни на Западе(Wikipedia.org)
«Фольксваген Жук» - один из символов послевоенной жизни на Западе(Wikipedia.org)

Во время корейской войны начался процесс восстановления экономики Японии. И начался он с двух тогдашних ее китов. Это легкая промышленность, не требующая больших начальных вложение, и автопром. В 60 и 70гг. XX века автомобили из Японии стали теснить американские авто в самих США, конкреция заодно пошла на равных и с немецкими машинами.

Toyota Crown первых лет выпуска. С нее начались продажи японских автомобилей в США(Wikipedia.org)
Toyota Crown первых лет выпуска. С нее начались продажи японских автомобилей в США(Wikipedia.org)

В 90гг. поэтому же пути пошла с успехом Южная Корея, вообще во много берущая Японию за образец в экономике.

Hyundai Accent 2 поколения. Популярен  был и в России.  (Wikipedia.org)
Hyundai Accent 2 поколения. Популярен был и в России. (Wikipedia.org)

А в XXI веке тоже самое сделала КНР. И одновременно с ним, что мало кто знает – Иран. И последнему не мешают даже санкции. (Подробнее об этом тут). До введения жестких санкций из-за атомной программы экспорт автомобилей из Ирана уступал только экспорту нефти из этой же страны. Мощный автопром создали и в Индии. Еще в 70гг он уже крепко стоял на ногах, будучи одним из становых хребтов ее экономики (подробнее об этом тут). Не исключено, что поэтому же пути может пойти и Турция. Уже имеющая мощную автомобильную промышленность иностранных брендов и пытающееся развить, и свой национальный бренд.

Great Wall Deer - китайская копия Toyota Hilux шестого поколения. Снят с производства. Но до сих пор многие его экземпляры встречаются на наших дорогах. Сам их часто вижу.(Wikipedia.org)
Great Wall Deer - китайская копия Toyota Hilux шестого поколения. Снят с производства. Но до сих пор многие его экземпляры встречаются на наших дорогах. Сам их часто вижу.(Wikipedia.org)

Важно в наших условиях, что автопром даже по выпуску легковых автомобилей важен и для развития потенциала ВПК. Например, опыт по создания станков и 3-D принтеров пригодится при создании такого рода продукции нужной, в том числе, для ВПК. Так же мощности смежных с автомобильной промышленностью предприятий, например, по выплавке металла, опять-таки пригодятся в случае необходимости для ВПК. Создавать такие мощности заранее невозможно, часто даже по чисто технологическим причинам. А тут они будут активно работать и приносить прибыль в обычное спокойное время. В случае вырастания нужны в поставках металла и полуфабрикатов на чрезвычайные нужды, они быстро будут переориентированы.

Мы должны рассматривать проблемы нашего автомобилестроения именно не как проблему обеспечения страны автотранспортом различного назначения, а как средство решения многих проблем. Как занятности населения, так и развития экономики в целом. Замечу, что необходимость снабжения современных автомобилей, как персонального назначения, так и коммерческих разнообразной электроникой – нужной как для управления двигателем и трансмиссией, так и ради безопасности на дороге, и для облегчения процесса вождения, простимулирует отечественное производство электронных чипов. Для развития любой отрасли нужен спрос. Дотации не решают проблемы, за вычетом исключений, подтверждающих правило, каких как космос сейчас. Тут автомобили могут создать спрос на продукцию наших чипмейкеров. Причем продукции не столь сложную как чипы к смартфонам и компьютерам различного назначения, что резко облегчит запуск таких линий. И начинать надо всегда с простого. Вспомним и о роли автомобиля в жизни нашего общества. Ввиду особенностей российской географии в виде больших расстояний, холодного относительно климата и наличия традиции иметь загородные дома, для нас автомобиль по значению близок к той роли, который он имеет в США. И лишь относительно низкий по сравнению с США уровень жизни многих у нас и меньшая развитость по сравнению с США автопромышленности и связанных с ней служб и сервисов, начиная с автодорожной сети, мешает играть автомобилям такую же роль, которую они играют в США с ее очень большими положительным последствиями, не только для экономики «Дяди Сэма», но и для его имиджа за рубежом. Не зря образ Америки часто ассоциируется и с Г. Фордом, и с автомобилями, и его имени, и других брендов из США.

Honda Civiс первого поколения - сделал фирму знаменитой и всемирно известной. Один из символов японского "чуда". (Wikipedia.org)
Honda Civiс первого поколения - сделал фирму знаменитой и всемирно известной. Один из символов японского "чуда". (Wikipedia.org)

Заключение

Даже восстановление производства существующих уже российских брендов на уровне до февраля этого года по количеству и качеству конструкции уже есть непростая задача в наши времена. Но это уже будет неплохо для всего экономического механизма нашей страны. А если удаться пойти дальше и дать нашему автопрому вырваться на просторы ранее ему никогда не ведомые, превратив его в одну из ключевых отраслей экономики и драйвера ее развития, последствия будут очень положительны.

Федор Болдырев 2022©

Источники: https://www.youtube.com/playlist?list=PLybBpPCOgFt4IANUx-EvScY8W9mbGpGYo

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

Канал для истинных патриотов - все самое актуальное и важное в политике