Найти в Дзене
Техника и жизнь

Автомобили корпорации "Tata" – ждем их на российском рынке?

 Tata Prima (Daewoo Prima) - (Wikipedia.org)
Tata Prima (Daewoo Prima) - (Wikipedia.org)

Введение

С февраля 2022 года против нашей страны стали вводиться разнообразные санкции со стороны недружественных России государств. Это в частности нанесло ущерб предложению товаров и связанных с ними услуг на рынке автомобилей у нас. Как коммерческого назначения, так и для личного пользования. Россия стала искать замену брендам, которые либо уже ушли, либо заморозили свои продажи и производство в РФ, и точно не знают, вернуться ли они и в каком виде к нам. Но производство автомобилей и автокомпонентов есть не только в недружественных к нам странах. И это не только КНР, которая осталась на нашем рынке, и в принципе не хочет уходить, а наоборот в автомобильном секторе пытается нарастить свою относительную долю у нас. За пределами этих всех стран и Китая есть не просто автопромышленность, но и собственные бренды, что в этой ситуации особенно важно. Причем порой эти бренды принадлежат странам далеким как по ментальности, так по и оценке ситуации в мире в целом и от западных стран с Японией, и от КНР. Что делает их позицию по отношении к нам более лояльной, чем во многих других случаях. Среди таких стран есть Индия. Ниже я расскажу об их самом известном и крупном собственном бренде – «Tata». Тем более, что его машины уже поставлялись в РФ и даже выпускались у нас. Как и машины некоторых других индийских автопроизводителей.

«Tata Indica» (Wikipedia.org)
«Tata Indica» (Wikipedia.org)

История

Корпорация "Tata" один из крупнейших промышленных конгломератов мира, и она была основана еще во время владычества над Индией «Туманного Альбиона», а в нем королевы Виктории. Ее основал Джамшеджи Тата.

Джамшеджи Тата - на индийской почтовой марке( Wikipedia.org)
Джамшеджи Тата - на индийской почтовой марке( Wikipedia.org)

Выходцы из этой семьи до сих пор главные владельцы и управленцы его великого детища. Он был из народности парсов. Это потомки выходцев из павшего в 7 веке нашей эры зороастрийского Сасанидского Ирана, не пожелавшие ни принимать ислам, ни жить под мусульманским правлением, в качестве «людей книги», ущемленных значительно в правах, хоть и терпимых в отличие от отнесенных к «многобожникам». Кто знаком с положением балканских христиан под туркам-османами во время величия и славы «Высокой Порты» - предтечи нынешней светской Турецкой Республике поймет, о чем речь. Если в Иране(подробнее о стране -тут) уже долгие века, сохранившие веру своих предков - зороастризм – народность гебры живет весьма скромно и не влиятельна, то с их единоверцами в Индии – парсами ситуация совсем иная. Индия относительно веротерпима, и они жили всегда весьма достойно. Но в эпоху английского владычества они вырвались вперед по сравнению с другим слоями индийского общества благодаря быстрому перениманию традиций европейского образования. До сих пор парсы одних из самых обеспеченных, высокообразованных и влиятельных этнических прослоек индийского общества. Поэтому не удивительно, что Джамшеджи Тата не просто создал компанию по производству изначально текстиля в 1877 году под названием «Empress Mill». Но и стал развивать высшее образование в Индии и электрификацию родной страны. Такой практический патриотизм, без намека на болтологию, очень свойственен общине индийских парсов и в настоящее время. Упоминание ее представителей есть и в любимых многими в России литературных произведениях «Шантарам» и «Тень горы» Грегори Дэвида Робертса. В 1887 году фирма Джамшеджи Таты стала официально именоваться «Tata Sons», официальным учредителями кроме самого Джамшеджи Таты стали его два сына и двоюродный брат. В 1945 году еще до формального провозглашения независимости было создана «Tata Motors», наладившая выпуск локомотивов. После провозглашения независимости Индии ее промышленность получила дальнейший стимул для развития, и это поддерживалось активно индийском обществом и индийским государством. При этом «Tata Motors» была и есть часть мощнейшего финансово-промышленного конгломерата, занятого не только выпуском промышленных товаров самого различного класса и назначения, но и различными другими услугами от финансовых до авиаперевозок. В 1954 году «Tata Motors» стала налаживать сборку по лицензии «Daimler-Benz» грузовиков из деталей немецкого производства. Практически сборка их началась в 1960 году. Впоследствии она сама начала выпускать к грузовикам комплектующие, но не прекратила технологическое сотрудничество с западными производителями. Автомобили производства «Tata» быстро пошли и на экспорт. Модельный ряд постепенно расширялся. Для внутреннего рынка Индии «Tata» до сих пор преимущественно выпускает модели на базе разработок «Mercedes» еще 80гг. или еще даже старше.

"Tata 407" (Wikipedia.org)
"Tata 407" (Wikipedia.org)

Например, «Tata 407» имеет в основе немецкое семейство T2 еще 70гг. прошлого века. «Tata» уже долгие годы остается производителем коммерческих автомобилей для индийского рынка номер 1. В 1998 году индийская корпорация начала производство своего первого легкового автомобиля – «Tata Indica». Она же стал первым легковым автомобилей национальной индийской разработки. Он пошел на экспорт и не без успеха. Так же «Tata» с успехом разрабатывает и выпускает электроавтомобили, а также такую экзотику как автомобили, работающие на сжатом воздухе. В 2004 году индийская корпорация купила южнокорейскую «Daewoo Commercial Vehicle Company». Последняя после этого стала называться «Tata Daewoo Commercial Vehicle Company». И она остается вторым по масштабу производителем коммерческой автотехники в Республике Корея. Кроме того, после этого, в гамме коммерческой техники «Tata» для продажи за пределами Индии играют большую роль модели, созданные в сотрудничестве с инженерами из Южной Кореи. В 2008 году индусы сумели купить британские «Jaguar» и «Land Rover. С начала буйных и страшных 90гг. прошлого XX века продукция «Tata Motors» как и некоторых других индийских производителей появилась и в РФ. Была и организована сборка ее грузовиков. И на заводе канувшего в лету концерна «Аврон», и Уральском автомоторном заводе. Известного в свое время производством легендарного ЗиЛ-157 «Колун» (подробнее о нем тут). Но и сборка, и поставки готовых машин в итоге прекратились ввиду ухудшения экономической ситуации в мире. Хотя в 2014 году калининградский «Автотор» собирался начать сборку грузовиков модельных рядов "Daewoo Prima" и "Daewoo Novus". Это вполне современные модели, выполненные в сотрудничестве с Южной Кореей, и они могли бы стать первым грузовиками производства российского «Автотора». Но в итоге производство не состоялась.

 "Daewoo Novus" (Wikipedia.org)
"Daewoo Novus" (Wikipedia.org)

Текущее состояние

Не исключено, что индийские автомобили, как и иранские могут снова у нас появиться. В настоящее время в гамме выпуска есть как относительно простые модели для рынка самой Индии, так и более современные, идущие в основном на экспорт. Причем легковые как правило вполне современные по конструкции, хотя могут показаться не столь притязательными, как автомобили стран Запада, Японии или Южной Кореи. Компания уже давно входит в число 20 крупнейших автопроизводителей мира, а в Индии она самая крупная. Много ее продукции идет за пределы Индии.

"Tata OneCAT" - концет пневмобиля - работающего на сжатом воздухе(Wikipedia.org)
"Tata OneCAT" - концет пневмобиля - работающего на сжатом воздухе(Wikipedia.org)

Заключение

Появление индийские и иранских автомобилей, и их автокомпонентов можно только приветствовать в нынешних российских условиях. Разнообразие товаров и услуг и повышение уровня конкуренции на нашем внутреннем рынке, выгодно не только конечным потребителям этого из числа, как физических, так и юридических лиц, но и нашему государству. Ему будет выгодно наличие альтернативы для закупок и производства таких стратегических товаров в российских условиях больших расстояний, специфических привычек наших граждан, близких привычкам жителей США и наличия развитой промышленности в РФ.

"Tata Nexon XM" - одна из относительно современных (2017) моделей "Tata" (Wikipedia.org)
"Tata Nexon XM" - одна из относительно современных (2017) моделей "Tata" (Wikipedia.org)

Источники

https://autoreview.ru/news/elektromobil-tata-nexon-ev-stal-moschnee-i-dal-noboynee, http://interdalnoboy.com/gruzoviki/about-tata.html,

Федор Болдырев 2022©

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель

Канал для истинных патриотов - все самое актуальное и важное в политике