Введение
С февраля 2022 года против нашей страны стали вводиться разнообразные санкции со стороны недружественных России государств. Это в частности нанесло ущерб предложению товаров и связанных с ними услуг на рынке автомобилей у нас. Как коммерческого назначения, так и для личного пользования. Россия стала искать замену брендам, которые либо уже ушли, либо заморозили свои продажи и производство в РФ, и точно не знают, вернуться ли они и в каком виде к нам. Но производство автомобилей и автокомпонентов есть не только в недружественных к нам странах. И это не только КНР, которая осталась на нашем рынке, и в принципе не хочет уходить, а наоборот в автомобильном секторе пытается нарастить свою относительную долю у нас. За пределами этих всех стран и Китая есть не просто автопромышленность, но и собственные бренды, что в этой ситуации особенно важно. Причем порой эти бренды принадлежат странам далеким как по ментальности, так по и оценке ситуации в мире в целом и от западных стран с Японией, и от КНР. Что делает их позицию по отношении к нам более лояльной, чем во многих других случаях. Среди таких стран есть Индия. Ниже я расскажу об их самом известном и крупном собственном бренде – «Tata». Тем более, что его машины уже поставлялись в РФ и даже выпускались у нас. Как и машины некоторых других индийских автопроизводителей.
История
Корпорация "Tata" один из крупнейших промышленных конгломератов мира, и она была основана еще во время владычества над Индией «Туманного Альбиона», а в нем королевы Виктории. Ее основал Джамшеджи Тата.
Выходцы из этой семьи до сих пор главные владельцы и управленцы его великого детища. Он был из народности парсов. Это потомки выходцев из павшего в 7 веке нашей эры зороастрийского Сасанидского Ирана, не пожелавшие ни принимать ислам, ни жить под мусульманским правлением, в качестве «людей книги», ущемленных значительно в правах, хоть и терпимых в отличие от отнесенных к «многобожникам». Кто знаком с положением балканских христиан под туркам-османами во время величия и славы «Высокой Порты» - предтечи нынешней светской Турецкой Республике поймет, о чем речь. Если в Иране(подробнее о стране -тут) уже долгие века, сохранившие веру своих предков - зороастризм – народность гебры живет весьма скромно и не влиятельна, то с их единоверцами в Индии – парсами ситуация совсем иная. Индия относительно веротерпима, и они жили всегда весьма достойно. Но в эпоху английского владычества они вырвались вперед по сравнению с другим слоями индийского общества благодаря быстрому перениманию традиций европейского образования. До сих пор парсы одних из самых обеспеченных, высокообразованных и влиятельных этнических прослоек индийского общества. Поэтому не удивительно, что Джамшеджи Тата не просто создал компанию по производству изначально текстиля в 1877 году под названием «Empress Mill». Но и стал развивать высшее образование в Индии и электрификацию родной страны. Такой практический патриотизм, без намека на болтологию, очень свойственен общине индийских парсов и в настоящее время. Упоминание ее представителей есть и в любимых многими в России литературных произведениях «Шантарам» и «Тень горы» Грегори Дэвида Робертса. В 1887 году фирма Джамшеджи Таты стала официально именоваться «Tata Sons», официальным учредителями кроме самого Джамшеджи Таты стали его два сына и двоюродный брат. В 1945 году еще до формального провозглашения независимости было создана «Tata Motors», наладившая выпуск локомотивов. После провозглашения независимости Индии ее промышленность получила дальнейший стимул для развития, и это поддерживалось активно индийском обществом и индийским государством. При этом «Tata Motors» была и есть часть мощнейшего финансово-промышленного конгломерата, занятого не только выпуском промышленных товаров самого различного класса и назначения, но и различными другими услугами от финансовых до авиаперевозок. В 1954 году «Tata Motors» стала налаживать сборку по лицензии «Daimler-Benz» грузовиков из деталей немецкого производства. Практически сборка их началась в 1960 году. Впоследствии она сама начала выпускать к грузовикам комплектующие, но не прекратила технологическое сотрудничество с западными производителями. Автомобили производства «Tata» быстро пошли и на экспорт. Модельный ряд постепенно расширялся. Для внутреннего рынка Индии «Tata» до сих пор преимущественно выпускает модели на базе разработок «Mercedes» еще 80гг. или еще даже старше.
Например, «Tata 407» имеет в основе немецкое семейство T2 еще 70гг. прошлого века. «Tata» уже долгие годы остается производителем коммерческих автомобилей для индийского рынка номер 1. В 1998 году индийская корпорация начала производство своего первого легкового автомобиля – «Tata Indica». Она же стал первым легковым автомобилей национальной индийской разработки. Он пошел на экспорт и не без успеха. Так же «Tata» с успехом разрабатывает и выпускает электроавтомобили, а также такую экзотику как автомобили, работающие на сжатом воздухе. В 2004 году индийская корпорация купила южнокорейскую «Daewoo Commercial Vehicle Company». Последняя после этого стала называться «Tata Daewoo Commercial Vehicle Company». И она остается вторым по масштабу производителем коммерческой автотехники в Республике Корея. Кроме того, после этого, в гамме коммерческой техники «Tata» для продажи за пределами Индии играют большую роль модели, созданные в сотрудничестве с инженерами из Южной Кореи. В 2008 году индусы сумели купить британские «Jaguar» и «Land Rover. С начала буйных и страшных 90гг. прошлого XX века продукция «Tata Motors» как и некоторых других индийских производителей появилась и в РФ. Была и организована сборка ее грузовиков. И на заводе канувшего в лету концерна «Аврон», и Уральском автомоторном заводе. Известного в свое время производством легендарного ЗиЛ-157 «Колун» (подробнее о нем тут). Но и сборка, и поставки готовых машин в итоге прекратились ввиду ухудшения экономической ситуации в мире. Хотя в 2014 году калининградский «Автотор» собирался начать сборку грузовиков модельных рядов "Daewoo Prima" и "Daewoo Novus". Это вполне современные модели, выполненные в сотрудничестве с Южной Кореей, и они могли бы стать первым грузовиками производства российского «Автотора». Но в итоге производство не состоялась.
Текущее состояние
Не исключено, что индийские автомобили, как и иранские могут снова у нас появиться. В настоящее время в гамме выпуска есть как относительно простые модели для рынка самой Индии, так и более современные, идущие в основном на экспорт. Причем легковые как правило вполне современные по конструкции, хотя могут показаться не столь притязательными, как автомобили стран Запада, Японии или Южной Кореи. Компания уже давно входит в число 20 крупнейших автопроизводителей мира, а в Индии она самая крупная. Много ее продукции идет за пределы Индии.
Заключение
Появление индийские и иранских автомобилей, и их автокомпонентов можно только приветствовать в нынешних российских условиях. Разнообразие товаров и услуг и повышение уровня конкуренции на нашем внутреннем рынке, выгодно не только конечным потребителям этого из числа, как физических, так и юридических лиц, но и нашему государству. Ему будет выгодно наличие альтернативы для закупок и производства таких стратегических товаров в российских условиях больших расстояний, специфических привычек наших граждан, близких привычкам жителей США и наличия развитой промышленности в РФ.
Источники
https://autoreview.ru/news/elektromobil-tata-nexon-ev-stal-moschnee-i-dal-noboynee, http://interdalnoboy.com/gruzoviki/about-tata.html,
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Канал для истинных патриотов - все самое актуальное и важное в политике