Когда в начале 1950-ых при пожаре в моей деревне сгорело почти половина домов и семьи начали заново отстраиваться, немало споров возникало по поводу выбора места строительства каждого нового дома. Это было обусловлено тем, что многие были людьми суеверными и воспринимали возведение построек на пепелище плохой приметой. Но поскольку в силу масштабности происшедшего удовлетворить пожелания каждого не представлялось возможным, приходилось вынужденно изменять (хотя бы частично) конструкцию будущего дома и его расположение. Главным условием при этом являлось, чтобы границы новодела и его размеры не совпадали со старым.
А ещё при этом непременно старались не забывать о древней мудрости: «Обзаводясь землёй, приглядись прежде всего к воде, дороге и соседу!». Потому-то и стремились, чтобы вода поблизости была да дорога просматривалась, чтобы скотинке удобно было и сосед хороший попался... Благоприятным считалось расположение постройки на некотором возвышении и на открытом месте, где солнце стоит целый день и способно высушить любую сырость в избе.
К выбору места для возведения нового дома, предназначенного стать центром семейного пространства, подходили с особой щепетильностью, внимая мудрым наставлениям и советам стариков и доверяя наставлениям «знающих» людей (а такие всегда имелись в любой деревне). Некоторые даже не гнушались проведением непонятных гаданий о месте размещения углов и нижнего венца сруба. Хотя вроде бы с точки зрения здравого смысла они не несут абсолютно никакой нагрузки!
Таких обычаев и обрядов было очень много. Они сопровождали строительство на всём протяжении: начинали действовать с момента выбора леса для постройки и завершали свою миссию одновременно с окончанием дел. И, разумеется, разнились с учётом сложившихся в каждой конкретной местности обычаев и жизненных укладов.
Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь - январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола. А рубить дом начинали ранней весной - в этом случае он значительно медленнее был подвержен гниению. Число венцов непременно должно было быть нечётным - оно варьировалось, как правило, от 13 до 21.
Пожалуй, всеми соблюдался распространённый ещё в старину ритуал закладки монет под первый венец от фундамента, с восточной стороны (где находился так называемый «красный угол») - искатели старины частенько находили их в развалившихся домах именно в этих сокровенных местах. Считалось, что чем больше номинал закладной монеты, тем больший достаток ожидает семью. Поэтому многие зажиточные семьи не скупились закладывать даже самые большие номиналы, причём, иногда во все углы. Могли даже и в подсобные постройки что-нибудь засунуть, и под порог входной двери положить, и под «подушки» подоконников спрятать...
Без вариантов было соотнесение окон в деревенском жилище с четырьмя сторонами света: те должны были выходить только лишь на восток или на юг.
Поражало неимоверное количество условий с отрицательным значением для возведения дома. Почему-то все отвергали строительство в местах, где ранее стояла баня или проходила дорога, где однажды были найдены человеческие кости или останки домашнего животного, где кто-нибудь получил тяжкое увечье, на месте сгоревшего от молнии дома или в котором многие умерли от болезней или иных напастей.
Было принято особо отмечать начало и завершение каждого этапа строительства. Так, например, возведение любого значимого элемента деревенского дома (например, установление на фундамент первого венца) сопровождалось обильным угощением для плотников. Хозяева не хотели, чтобы кто-либо был недоволен и пожелал зла семье, а потому не скупились на угощение, полагая, что это принесёт в дом достаток.
При этом окончательно обжитым и освящённым дом считался только после после пережитого важного события в жизни семьи - свадьбы, рождения ребёнка или смерти…
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
- Живя по соседству с Богом...
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!