В конце мая наш всеми любимый рубль так сильно укрепился по отношению к низменному доллару, что правительство всерьез озаботилось этой ситуацией и начало принимать соответствующие меры - ослабило требования по продаже валютной выручки, а также понизило ключевую ставку.
Что случилось потом?
Как я и предсказывал (ссылка выше), из-за всех этих мер в последнюю неделю весны доллар стремительно укрепился - на целых десять рублей. Однако намеченные мною цели не были достигнуты даже близко (я считал, что доллар имеет шанс взлететь даже до 80 рублей, но он подпрыгнул только до 66), а затем рубль перехватил инициативу и спустя три недели вернулся к тому значению, с которого его спихнул наш МинФин.
Это снова вызвало озабоченность правительства
Собственно, неделю назад было полностью отменено правило, обязывавшее экспортеров продавать часть валютной выручки на ММВБ. По идее, такой шаг должен был хоть сколько-нибудь ослабить рубль, но нет, тот продолжил укрепляться.
Напоминаю, слишком сильная валюта откровенно невыгодна государству. Именно поэтому сейчас власть делает все для того, чтобы ослабить своевольный рубль - точно так же, как в марте она делала все, чтобы его укрепить.
А почему не получается?
Здесь есть два существенных момента.
Во-первых, Газпром продолжает вливать на биржу колоссальные объемы валюты, забирая оттуда рубли. Если глянуть на графики юаня, доллара и евро, то можно увидеть, что они практически идентичны - это значит, что речь идет не о локальном провале доллара или какой-то еще валюты, а именно о глобальном укреплении рубля.
То есть, Газпром вполне реально создает на рынке рублевый дефицит. И справляется с этим даже в-одиночку, без поддержки других экспортеров.
---------------------------------------------------
---------------------------------------------------
Второй важный момент заключается в том, что мы пока еще не придумали, куда тратить эти рубли. Они перекочевали с биржи на счет Газпрома, они там лежат... а дальше-то что?
Такая ситуация создалась из-за нарушенного торгового баланса - мы продолжаем продавать сырье на миллиарды долларов, но наш собственный импорт резко сократился из-за санкций, а торговля с Западом весьма затруднена.
Что с этим делать?
На мой взгляд, нам нужно уже сейчас заняться формированием нового валютного резерва - но не в долларах и евро, а в юанях и рупиях. Если Минфин перестанет щелкать клювом и начнет обменивать приходящие из Европы евро на юани и рупии, то рубль вернется на биржу, дефицит исчезнет, а курс уйдет туда, куда выгодно правительству. А самое приятное в данной ситуации - то, что нам нет никакой нужды обменивать все рублевые запасы подчистую. Это можно делать в той мере, в которой необходимо для поддержания сбалансированного курса.
Второй важный момент - восстановление импорта. Чтобы что-то купить за границей, нужна валюта, чтобы получить валюту, нужно потратить рубли - эта нехитрая цепочка является естественным регулятором, который в обычных условиях заставляет рубль держаться очень тихо и скромно. В данную минуту условия далеки от обычных, но ситуация рано или поздно стабилизируется, самым разным компаниям придется тратить накопленные рублевые запасы и это немного изменит сложившееся положение дел.
Так что дальше-то будет?
В глобальной перспективе я все еще не верю в настолько сильный рубль. Он попросту не нужен государству, государство еще с конца мая недвусмысленно дает это понять, а механизмов для регулирования курса у него пока что достаточно.
Мне кажется, до конца июня МинФин и ЦБ предпримут очередные шаги по исправлению курса, в результате чего мы снова увидим ослабление рубля. Однако серьезный откат к январским значениям начнется только после того, как мы начнем скупать юани (это более искусственный вариант) либо восстановим торговый баланс между импортом и экспортом (это более здоровый и правильный вариант).
Всем бобра =)