Найти тему
Ординаторская

Как сообщать плохие новости пациентам бережно?

Оглавление

Для врачей одних специальностей это привычное дело, для других – страшно тяжелое или почти невозможное. Сказать человеку, что он неизлечимо болен, всегда тревожно и травматично. Особенно важно разговаривать с пациентами бережно и аккуратно, чтобы максимально сохранить психологическое равновесие обоих.

В медицине существует несколько протоколов для общения с пациентами на сложные темы. Например, часто используется протокол SPIKES (настройка, восприятие, приглашение, знания, эмпатия, стратегия). Он был разработан для онкологов, но на него могут ориентироваться врачи и других специальностей.

Вне зависимости от того, сообщают ли информацию самому пациенту, или рассказывают о его состоянии родственникам, важно дать поддержку. Запомните, это всегда диалог. Здесь важны и слова, и жесты, и эмпатия.

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ПАЦИЕНТОМ?

Сообщение ключевой информации не должно происходить после «Здравствуйте». Сначала должен быть разговор, задача которого сопоставить представления врача и пациента о ситуации, в которой они находятся. У диагноза всегда есть предыстория, важно, чтобы представление об этой истории у врача и пациента было сходным, без драматических расхождений. Врач может обозначить цель встречи: «Я бы хотел обсудить с вами результаты анализов/текущую ситуацию с вашим здоровьем».

Затем врач может подвести короткий итог и суммировать всю предысторию. Нужно дать возможность пациенту отреагировать. Он может согласиться или задать уточняющий вопрос. Нужно двигаться дальше только с общей «площадки», единого представления об истории болезни.

Потом спросите пациента, как он чувствует себя сегодня, это поможет оценить его настрой. Одно дело, когда пациент говорит: «Отлично себя чувствую, мне кажется, я иду на поправку», а врач по объективным показателям понимает, что это не так. Другое – если пациент говорит, что стал себя чувствовать гораздо хуже, и думает, что все плохо. Если пациент сам подозревает худшее, врачу достаточно подтвердить опасения: «К сожалению, должен с вами согласиться».

Если врач видит, что представления пациента слишком оптимистичные, важно приложить усилия к тому, чтобы помочь ему настроиться, подготовиться к тяжелой информации: например, подробнее остановиться на имеющихся симптомах, напомнить содержание предыдущих разговоров, если в них обсуждались возможные диагнозы и прогнозы.

Есть много исследований, которые показывают, что форма сообщения диагноза может травмировать людей больше содержания. И всегда пациенты, с которыми это случилось, говорили, что это произошло «вдруг»: они не успели сгруппироваться, подготовиться, а на них, как ушат холодной воды обрушили информацию, к которой они не готовы. Кроме того, поспешное сообщение воспринимается как проявление формального отношения со стороны врача, как будто он вовсе не учитывает, насколько для пациента эмоционально тяжело происходящее.

КАКИЕ ПРИЕМЫ МОГУТ ПОМОЧЬ?

Нужно в деталях прояснить, как сам пациент видит свое состояние. Если последние несколько дней человек чувствует себя хорошо, врач может спросить: «Есть ли симптомы, которые вас настораживают?» Или просто: «Расскажите подробнее».  Может быть, пациент упомянет, что какие-то ухудшения тоже есть.

Есть прием «пробный выстрел», который используется в таких разговорах: врач предупреждает пациента, что вынужден ему сообщить неприятную информацию, но не говорит сразу о ее содержании. Например, можно сказать: «Мне жаль, но результаты анализов вызывают серьезное беспокойство», или «К сожалению, у меня есть информация, которую вам, скорее всего, будет непросто услышать».

Нужно дать пациенту возможность подготовиться и сгруппироваться. Важно, чтобы после «пробного выстрела» была пауза – ее должен прервать сам пациент тогда, когда будет готов. Он может сказать: «Да, говорите, что там?», или озвучить догадку, или отказаться сейчас услышать эту новость. Для того, чтобы разговор прошел для пациента настолько комфортно, насколько это возможно, важно, чтобы он мог влиять на ход этого разговора, и «пробный выстрел» с последующей паузой дает ему такую возможность.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПАЦИЕНТ НЕ ХОЧЕТ ЗНАТЬ СВОЙ ДИАГНОЗ?

Информация не может быть навязана. Знать свой диагноз и любую информацию о состоянии своего здоровья – право, но не обязанность пациента.

Если у врача есть сомнения, хочет ли пациент знать, его нужно прямо об этом спросить: «Готовы ли вы услышать диагноз?»

Однако врач не должен «сжигать мосты». Он может сказать: «Я понимаю, что вы не хотите это слышать, но мы можем вернуться к этому разговору в другое время». Также можно поговорить о практических следствиях диагноза: «Хорошо, вы можете не узнавать диагноз, но готовы ли вы обсудить лечение?» Так бывает, например, в психиатрической практике: люди не хотят знать свой диагноз, потому что он звучит довольно травмирующе и стигматизирующе, но при этом готовы ходить к врачу и принимать лекарства.

Если пациент не хочет обсуждать диагноз, но его состояние требует достаточно оперативных действий, важно предупредить об этом.

Продолжение читайте на Медицинском маркетплейсе ELIT...