Найти тему

Первый дом с асимметричным фасадом. Роскошный особняк с трехсотлетней историей на Большой Морской улице в Петербурге

Этот дом сразу привлекает внимание своим богатым декором и необычной для центра Петербурга асимметричностью. Ему без малого три столетия, многие из тех, кто им владели на протяжении этого времени, были известны на всю страну. К его перестройке приложили руку многие известные архитекторы. Но обо всём по порядку.

В 1736 году этот район, называвшейся тогда Морской слободой, охватил страшный пожар, уничтоживший множество зданий, но со временем он был отстроен. В 1740 годах на этом месте возводится одноэтажный дом с семью окнами и выдвинутой вперёд центральной - трёхоконной частью. В перестроенном виде, мы до сих пор можем видеть это здание, правда, включенным в более поздний дом. Первым владельцем особняка стал коллежский асессор - капитан П.Т. Савелов.

-2

Владельцы этого дома менялись часто. Вначале 70-х годов XVIII века он принадлежал купцу Т. Себеку. Уже в середине 70-х особняк переходит князю С.С. Гагарину. В 1776-1780 годах этим домом владеет знаменитый А. И. Мусин-Пушкин, открывший миру «Слово о полку Игореве». Следующим владельцем становится генерал-майор П.К. Разумовский. На рубеже 1780-1790-х дом принадлежит важному дипломату-послу графу А.И. Моркову. В конце XVIII начале XIX века хозяином этого места становится купец К.И. Амбургер.

В 1790-е происходит первая масштабная реконструкция, с левой стороны от фасада к особняку пристраивают трёхэтажный флигель. Некоторая отдельность двух частей единого здания читается до сих пор.

-3

В первые десятилетия XIX века домом владеет сначала А.Н. Хитрово, вдова действительного статского советника, а затем их дочь Софья Захаровна, в замужестве де Сереньи. В это время в стенах этого здания появляется домовая церковь Ахтырской Божьей Матери, которая была перенесена отсюда в 1832 году.

В 1834 году дом на Большой Морской приобретает знаменитый зодчий О. Монферран, который решает реконструировать фасад и изменить внутреннюю отделку. Но в 1836 году обстоятельства изменились. И знаменитый архитектор со значительной прибылью продает свой дом знаменитому купцу, заводчику и меценату П.Н. Демидову. Отсюда появилось одно из названий этого здания. При этом Монферран продолжает заниматься реконструкцией, как своего бывшего особняка, так и соседнего, который так же приобрел П. Н. Демидов.

Дом был выполнен в душе эпохи Возрождения. Перед трехэтажной частью здания вровень с одноэтажной, на террасе с изящным парапетом, появились бюсты в античном стиле. На самом флигеле поместили пять рельефов по мотивам басен Лафонтена: "Заяц и черепаха", "Волк и овца", "Лев и мышь", "Обезьяна и дельфин" и "Две змеи". Когда-то утраченные, они были восстановлены.

Появились рельефные изображения и над низкой частью. В них присутствует одна общая тема: уважительное отношение власть имущих к людям искусства, это изображения: «Франциск I у умирающего Леонардо», «Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора святого Петра» и «Карл I подаёт Тициану кисть». В данный момент эти рельефы реставрируют. Венчал эту композицию герб Демидовых. К этому же времени относится мощение перед домом асфальтовой плиткой, которое просуществовало не долго. В 1840-годы переделываются и внутренние интерьеры.

 Особняк княгини В. Ф. Гагариной 1865-1880 годы. (года указаны по источнику) Фотогафия И. К. Бианки.
Особняк княгини В. Ф. Гагариной 1865-1880 годы. (года указаны по источнику) Фотогафия И. К. Бианки.

Следующий представитель династии Демидовых, Павел Павлович, в 1873 году продает этот особняк В.Ф. Гагариной, в честь неё дом приобретает ещё одно название. При новой хозяйке начинается очередная реконструкция в этот раз по проекту И.В. Шторма. Главный вход переносится в одноэтажную часть.

Особняк княгини В. Ф. Гагариной. Фото из "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века" Г.В. Барановского
Особняк княгини В. Ф. Гагариной. Фото из "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века" Г.В. Барановского

Внутренние изменения были значительнее: появилась мраморная лестница, которая существует до сих пор.

Дальнейшие работы над внешним и внутренним обликом особняка связаны с архитектором М.Е. Месмахером. Он заканчивает формирование интерьеров, которые, частично, дошли до наших дней, в том числе и Дубовый зал.

После революции дом был конфискован. Здесь находился целый ряд учреждений, в том числе и правление Ленинградского автоклуба. В большом верхнем зале проводил занятие кружок бальных танцев. В годы войны в особняке разместилось важное учреждение: Морской регистр СССР. Во второй половине 40-х здание реставрируют и передают Ленинградскому отделению союза композиторов, который находится там по сей день. Отсюда третье название особняка «Дом композиторов»,

Радует, что этот уникальный дом, возможно первое подчёркнуто асимметричное здание в Петербурге, дошёл до наших дней. Сейчас он является памятником архитектуры, о чём свидетельствует мемориальная доска.

-7

Современный адрес: Большая Морская ул. дом 45.

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.

#санкт-петербург #петербург #интересные места #интересные факты #центр петербурга #xixвек #xviiiвек #архитектурапетербурга #монферран #демидовы