Найти в Дзене
Правовая культура

Купил бракованный товар - к кому обратиться и что предоставить?

Оглавление

Пошаговый практический комментарий к частям 2 - 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Кто отвечает за недостатки товара?

Можно ли предъявить требование без чека?

Как доказать наличие брака?

В первой статье из цикла настоящих комментариев мы разобрали, какие требования может предъявить потребитель, если товар оказался некачественным, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей (сокращенно ЗоЗПП)

Части 2 и 3 статьи 18 ЗоЗПП - ответственность продавца, изготовителя, импортера

Для начала обратимся к тексту Закона:

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

3. Потребитель вправе предъявить требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 настоящей статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Кто является продавцом, кто уполномоченной организацией, кто изготовителем, кто импортером, определяется в преамбуле ЗоЗПП. Не буду перегружать статью цитатами, там все понятно.

Другой вопрос - как определить этих субъектов ответственности для конкретного товара. Здесь тоже все просто - вся информация содержится на этикетке и выглядит примерно так:

изображение: https://pc-connect.ru/800/600/https/static.dreamkas.ru/blog/etiketka-tovara/label.jpg
изображение: https://pc-connect.ru/800/600/https/static.dreamkas.ru/blog/etiketka-tovara/label.jpg

Если вы, как я, любите отрывать этикетки сразу после покупки, эту информацию несложно найти в Интернете:)

Наибольший объем ответственности всегда несет изготовитель, потому что именно он в конечном итоге отвечает за качество товара. Однако, предъявить ему можно только требования о замене на тот же товар (особенности этого требования см. в предыдущем комментарии) и ремонте.

Можно отказаться от товара и потребовать от изготовителя возвратить уплаченную за товар сумму, однако в этом случае нужно сначала вернуть некачественный товар. В первой статье мы разбирали, что при предъявлении требования продавцу возвращать товар не обязательно.

В свою очередь, продавцу можно предъявить любые требования. Он, в отличие от изготовителя, работает с конечными покупателями, имеет хорошо настроенные соответствующие бизнес - процессы. А значит, процесс разбирательства с продавцом будет быстрее и эффективнее. Именно поэтому абсолютное большинство претензий потребителей обрабатываются продавцами. Я также рекомендую обращаться именно к продавцу.

В случае с крупными дистрибьюторами уполномоченной организацией по смыслу ЗоЗПП зачастую является сам продавец.

Часть 4 ст. 18 ЗоЗПП утратила силу в 2007 году, поэтому переходим сразу к пятой.

Абзац первый ч. 5 ст. 18 - требование можно предъявить без чека

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Итак, предъявление претензии без чека - требование закона. Однако, это не означает, что можно идти к продавцу с пустыми руками.

Главное условие наступления какой-либо договорной ответственности (а ответственность продавца перед потребителем договорная) - собственно наличие договора. Чек - это подтверждение факта заключения договора. Если чека нет, необходимо иным образом подтвердить, что договор был. При оплате картой эта проблема легко решается - достаточно показать выписку из приложения банка или СМС-сообщение о транзакции. Оплату наличными доказать сложнее. Можно использовать свидетельские показания, например. Но это уже сложнее и успех в суде не гарантирован. Поэтому настоятельно рекомендую брать и не выбрасывать чеки!

Некоторые торговые сети рекламируют возврат без чека как свое преимущество. Но на самом деле, это общее для всех продавцов требование закона (изображение: https://ic.pics.livejournal.com/lesha_leto/21913362/12339/12339_original.jpg)
Некоторые торговые сети рекламируют возврат без чека как свое преимущество. Но на самом деле, это общее для всех продавцов требование закона (изображение: https://ic.pics.livejournal.com/lesha_leto/21913362/12339/12339_original.jpg)

Если же никаких доказательств покупки найти не получается, остается обращаться к изготовителю или импортеру. Они фактически несут ответственность перед любым обратившимся, даже перед вором, укравшим произведенный (ввезенный) ими товар у добросовестного приобретателя.

Абзац второй ч. 5 ст. 18 - претензия без товара не удовлетворяется

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Таким образом, Законом установлена обязанность субъектов ответственности принять товар ненадлежащего качества, однако обязанности потребителя передать товар формально нет. Этим пользуются недобросовестные потребители, направляя претензию без товара и затем требуя неустойку (о неустойке подробнее поговорим в комментарии к ст. 23). Существует даже практика судов низшего уровня, "легализующая" такие схемы.

Однако, на уровне высших судов другое понимание ситуации:

Абзац второй ч. 5 ст. 18 ЗоЗПП дает продавцу (изготовителю и т.д.) не только обязанность принять некачественный товар, но и право истребовать его у потребителя. Предприниматель не обязан верить потребителю на слово и имеет право ознакомиться с товаром, удостовериться в наличии дефектов.

Данное правило работает, даже если потребитель уже оплатил диагностику в сторонней организации.

Поэтому, при подаче претензии рекомендую не идти к продавцу налегке. Возьмите с собой товар, и тогда процесс рассмотрения вашей претензии пойдет быстрее.

Абзацы третий и четвертый ч. 5 ст. 18 - экспертизу проводит предприниматель

Когда продавец (изготовитель и т.д.) убедится, что недостаток действительно есть, возникнет вопрос: кто же его сломал? Разумеется, если потребитель вывел товар из строя сам, ни о какой ответственности речи быть не может. Порядок проведения экспертизы подробно описан в Законе:

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

О сроках мы поговорим подробнее в комментариях к статьям 20, 21 и 22. Пока же обратим внимание на последний абзац. Данное положение часто вызывает чуть ли не гнев рассерженных потребителей: "Как же так? Допустим, я неправильно подключил стиральную машину. Ну так скажите мне об этом, я пойму. А тут получается, что я потом еще и за экспертизу буду должен?!"

Спешу успокоить. Хотя Закон и обязывает потребителя оплатить экспертизу безусловно (т.е. даже если продавец не требует), на практике никто не платит, а предприниматели не требуют. Точнее, требуют в единичных случаях из тысяч - если дело касается недобросовестных покупателей - сутяжников, заваливающих продавца претензиями и исками. Кто работает в торговле, поймет:)

Добросовестному потребителю боятся нечего. Если продавец не подаст иск в течение трех лет с момента проведения экспертизы, долг юридически перестанет существовать. И ни в каких базах задолженность не отобразится, и за границу выпустят.

Единственное неприятное последствие экспертизы, установившей эксплуатационный дефект - отказ в удовлетворении претензии (изображение: https://mfc-list.info/wp-content/uploads/2019/05/Kak-vernut-nekachestvennyj-tovar.jpg)
Единственное неприятное последствие экспертизы, установившей эксплуатационный дефект - отказ в удовлетворении претензии (изображение: https://mfc-list.info/wp-content/uploads/2019/05/Kak-vernut-nekachestvennyj-tovar.jpg)

Как правило, по результатам такой экспертизы приходит заключение на одну страницу с очень скупым описанием проблемы. Конечно, если брак признан непроизводственным, потребителя такое заключение вряд ли удовлетворит. В таком случае, Закон дает право оспорить заключение.

Как оспаривается заключение экспертизы в судебном порядке?

Хотя в Законе и не сказано, что потребитель обязан делать независимую экспертизу, в суде каждый обязан доказать собственные доводы. Конечно, простое устное несогласие с заключением экспертизы не будет надлежащим доказательством.

Поэтому придется или проводить независимую экспертизу до суда или уже ходатайствовать об этом в судебном заседании.

Нет необходимости инициировать отдельный судебный процесс для признания заключения эксперта ошибочным. Достаточно подать иск с одним из требований, указанных в ст. 18 ЗоЗПП и дополнительно ходатайствовать об экспертизе в рамках этого же дела.

Отмечу, что на практике независимая экспертиза редко выдает заключение, противоположное представленному продавцом (изготовителем и т.д.). Если только речь не идет о сговоре недобросовестных "экспертов" с недобросовестными потребителями. Такие случаи в некоторых регионах России, увы, не редкость.

В предыдущем комментарии мы определили первые шаги после обнаружения недостатка в товаре. Теперь определим дальнейшие шаги:

5. Выберите субъекта ответственности, к которому хотите предъявить требование. Рекомендуется выбрать продавца, поскольку так вы сможете без лишних проблем передать товар;

6. Подготовьтесь к походу: возьмите с собой товар и чек. Если чека нет, подумайте, как именно вы сможете доказать, что приобретали товар;

7. Обратитесь к продавцу (или иному субъекту ответственности). Напишите претензию (по шаблону продавца или в свободной форме). Обязательно попросите выдать вам копию претензии с отметкой о получении - так вы сможете потом доказать, что вообще обращались и дату обращения! Передайте товар на проверку качества.

8. Дождитесь результатов проверки.

Что делать если от продавца нет никакого ответа и сколько стоит ждать - разберем в комментариях к ст. 22 ЗоЗПП

В следующем комментарии поговорим о том, как изменится этот алгоритм, если на товар установлен гарантийный срок, а также если товар крупногабаритный

Если вам интересна тема защиты прав потребителей и вы хотите разобраться в ней, поставьте "лайк" и подпишитесь на канал! Так вы не пропустите очередные статьи этого цикла, вам не придется читать несколько комментариев "залпом" и вы усвоете материал проще и лучше